В Москве открылась ярмарка классического и современного искусства «Арт Москва». VIP-превью получилось вдохновляющим.
Текст: Инна Пуликова
На этот раз в ярмарке, проходящей рядом с Кремлем в Гостином дворе, участвуют около сотни антикварных галерей, современных ювелирных компаний и галерей, представляющих contemporary art. Хороший результат для сегодняшнего неспокойного времени, когда даже многоопытные участники сомневались в успехе мероприятия, в том, придут ли покупатели и даже в принципе в том, имеет ли смысл что-то делать в сфере искусства. Такая «тройка»: антиквариат, ювелирка и современное искусство – старый и вполне финансово успешный формат арт-ярмарок, вспомним, к примеру, TEFAF в Маастрихте и BRAFA в Брюсселе.
Вечер VIP-превью непосредственно перед открытием ярмарки для публики, всегда вызывает особый интерес и является в определенном смысле показателем интереса покупателей, а также того, как сработала команда компании «Экспопарк. Выставочные проекты» – многолетнего организатора российских антикварных салонов и разнообразных арт-ярмарок.
На это раз мнение участников было на редкость единодушным – открытие ярмарки удалось. Посетителей было много и посетителей новых, активных и заинтересованных. Особенного оптимистично были настроены продавцы современного искусства, выставившие достаточно демократичные (во всяком случае, по сравнению с антикварами) цены и в вечер открытия уже совершившие первые сделки. Оформится ли заинтересованность покупателей в дальнейшие покупки – покажет время.
Над площадкой "Арт-Москвы" реют насколько полотнищ гигантских баннеров: это спецпроект Олега Кулика «Москва – 2021». Его же авторству принадлежит произведение «Адам и дева», где женскую фигуру обвивает хищная металлическая конструкция (сложные взаимоотношения фигуры и конструкции подробно описаны в установленной рядом экспликации).
Еще один спецпроект – «Русская античность» Николая Полисского – представляет собой своеобразный оммаж классической архитектуре (если бы она создавалась из орешника силами жителей русской деревни). Серия работ «Русской античности» предоставлена для показа галереей ГУМ-Red-Line, делающей важное и непростое дело, и демонстрирующей произведения ленд-арта в гигантских пространствах знаковых городских зданий. Скажу коротко: если хотите почувствовать насколько хороши работы Полисского, не пожалейте времени, съездите посмотреть на них в деревню Никола-Ленивец Калужской области. Закрытые пространства его произведениям противопоказаны.
В разделе классического искусства в галерее «Русский авангард 10-30-х гг.» можно найти женский портрет под названием «Утренний кофе» (1923 г.) Николая Григорьева, оцененный в 100 тыс. долл. Цена ощутимая, работ Николая Михайловича Григорьева, участника первой выставки «Маковца», на рынке немного, но портрет очень хорош.
На стенде одной из частных коллекций (прижившийся формат участия в наших арт-ярмарках) есть впечатляющая, крупная работа «Венера и амуры, снимающие с Марса его доспехи» (н/х, предположительно мастерская Рубенса, вторая половина XVII в.), оцененная в 50 тыс. долл. Неподалеку – большая «Сирень» Петровичева (1914 г., 160 тыс. долл.) и отличный портрет работы Зинаиды Серебряковой (1923 г., 3 млн. долл.).
На стенде, обозначенном как «Частное собрание М. Суслова» среди разнообразной подборки русских классиков есть огромное полотно Константина Горбатова «На реке Великой. Псков» (1911 г., 750 тыс. долл.) и работа Константина Коровина «Рыбалка. Первый снег», оцененная в 200 тыс. долл.
Галереи «Элизиум» представляет проект «От предмета к беспредметности», который замечателен не только качеством произведений, но и концепцией музейного уровня. Руководитель галереи Марина Молчанова рассказала, что на этот раз «Элизиум» делит стенд с родственной галереей ARTinvestment.RU «21-й век», совместно исследуя исчезающе-тонкую грань, разделяющую философские понятия и художественные образы, воплощенные в произведениях художников ХХ – XXI веков.
Предмет и беспредметность – на протяжении столетия, от работ Николая Милиоти до произведений Василия Кандинского и далее, от мастеров Второго русского авангарда 1950–1980-х годов и нонконформистов до современных авторов Бориса Марковникова, Игоря Кислицына, Рубена Апресяна, Пааты Мерабишвили). Офорт Дмитрия Плавинского «Бегущая в темноте» (1972 г.) оценен в «Элизиуме» в 5 тыс. условных единиц (эквивалентных доллару США); эскизы театральных декорации Александры Экстер (1930 г.) можно приобрести за 4 000 у.е. за работу (в коллекции галереи есть комплект, включающий 12 декораций), а крупный «Натюрморт с коровой» Анатолия Зверева – за 25 тыс.у.е.
На стенде галереи «Кардашиди Арт» прекрасная работа Зинаиды Серебряковой ее марокканского цикла (1932 г.) оценена в 230 тыс.долл., а эскиз декорации к постановке «Дон-Жуана» работы Петра Кончаловского – в 9 тыс.долл. Здесь же – сильная коллекция иконописи XVI – XX годов.
На Арт Москве нашлось место и винтажу – но исключительного качества. Компания «Проект» представляет бижутерию Нэтти Розенштайн, а их соседи Vintagebagsmoscow – замечательную коллекцию винтажных сумочек, пользующихся неизменной популярностью у посетительниц ярмарки.
В разделе современного искусства, объединившем более 30 ведущих российских галерей, включая HERITAGE Gallery, галерею «Триумф», Frolov Gallery, галерею «ХАНХАЛАЕВ», «Файн Арт», Галерею Люмьер, ASKERI GALLERY, «Е.К.АртБюро», «Ковчег», ARTSTORY, галерею Гридчинхолл, можно найти экспозицию международного агрегатора аукционов. Bidspirit.com, с работами, гуманно оцененными в диапазоне 100-400 тыс. руб. В частности «Прыжок» Елены Киноварь можно приобрести за 250 тыс. руб.
Александр Киселевский, президент Bidspirit.com прокомментировал присутствие компании на Арт Москве: «Мы не галерейный бизнес и никаким образом не собираемся конкурировать с галереями. «Выбор Bidspirit 2022» это наш имиджевый проект, необходимый для того, чтобы заявить о себе в сообществе современного искусства. Хотя на нашей площадке современное искусство представлено достаточно хорошо, но мы заинтересованы в расширении работы в этом направлении. Когда-то оценив наши возможности, к нам пришли аукционные дома, работающие с антиквариатом. Сегодня мы понимаем, что современным российским художникам будет сложно продвигаться за рубежом, и нам важно, чтобы современное российское искусство покупали в России, чтобы рейтинг современного российского искусства формировался здесь, в России, через аукционы и через реальные независимые продажи. Работы на нашем стенде можно приобрести (некоторые мы уже продали). Мы думаем, что современное искусство не обязано быть исключительно концептуальным, и поддерживаем многовековую идею «изящных искусств», произведений, доставляющих чисто эстетическое удовольствие.
Что касается перспектив российского аукционного бизнеса, то он будет развиваться, ориентируясь преимущественно на внутренних покупателей и продавцов. Но в такой ситуации возможен выход на внутренний рынок каких-то произведений, ранее скрытых в коллекциях.
Bidspirit.com был организован в 2011 году и пришел в Россию в 2012 году. Сейчас на нашей площадке работают 230-250 российских аукционов, это практически 99% всех аукционов России, ежемесячно на российской площадке проходит 50-75 аукционов. В связи с началом спецоперации на Украине мы фиксировали спад в течение примерно 10 дней, но потом активность работы аукционных домов восстановилась. В марте на российской площадке прошло около 100 аукционов».
Фото: пресс-службы Арт Москвы и Инны Пуликовой.
Ярмарка Арт Москва работает с 13 по 17 апреля в Гостином Дворе.
Стоимость билетов 500 руб., льготный 250 руб.