Новая московская галерея Alma Mater начинает свою работу с выставки «Проекция», объединившей произведения четырех художников из России, Греции/Великобритании и Чехии. Владелица галереи ЕКАТЕРИНА КУДРЯВЦЕВА рассказала ИННЕ ПУЛИКОВОЙ о том, почему она работает с современным искусством и что ищет в художниках.
Стены галереи Alma Mater, которая расположена недалеко от Елоховского собора, на полпути между Винзаводом и Фабрикой, сегодня отданы абстракции. Выставка «Проекция» доказывает, что беспредметность по-прежнему дает неограниченные возможности для творческого самовыражения, объединяя стихийность чувств и философию самопознания, позволяя современным авторам открывать нам новый взгляд на мир. Произведения художников Кристиана Мгассы (Россия), Костаса Папакостаса (Греция/Великобритания), Люси Свободы (Чехия) и Лилии Chi Li Шигаповой (Россия) отражают эмоции трансформационного характера, драматическую напряженность межличностных отношений, используя выразительные средства, выходящие за рамки традиционных реалистических практик.
- Екатерина, расскажите, пожалуйста, когда и почему вы решили открыть собственную галерею?
- В 2018 году я твердо решила, что открою галерею. Как только появилась реальная возможность, я приступила к делу, и за шесть месяцев удалось все осуществить. Почему? Потому что я хочу представить свой взгляд на подачу и восприятие актуального искусства. Я хочу делать по-своему, не оглядываться на других. Фраза «Так галеристы не делают» – для меня табу! А в какой еще сфере можно ВСЕ, как не в искусстве? Я хочу независимости в своей творческой деятельности, чтобы ни у кого не спрашивать: «А можно это сюда поставить? А можно диджеев пригласить? А можно слона привести?» Независимость – именно в этом смысл собственного арт-пространства.
- Почему Alma Mater - галерея именно современного искусства, не хотели ли вы заниматься классикой, антиквариатом? Что привлекает вас в современном искусстве?
-В современном искусстве меня привлекают современники. Люди, живущие в ту же эпоху, что и я. Современные художники говорят со мной на одном языке. Мне нравится, что в современном искусстве сейчас не существует канонов, в отличие от академического искусства. И можно демонстрировать любые свои художественные эксперименты – любым способом.
Кроме того, я не уверена, можем ли мы в полной мере понимать искусство прошлого. Наше восприятие отличается от восприятия человека, родившегося в прошлом, в традиционном обществе. Мы смотрим на мир по-другому – у нас свое понимание индивидуальности, понимание прекрасного. Например, «Олимпия» Эдуарда Мане: для нас сегодня в обнаженной натуре нет ничего сверхъестественного, но для жителей Парижа, которые впервые увидели картину в 1865 году, это был шок, который привел к одному из самых громких скандалов в истории искусства. Впервые на холсте обнаженной изображалась не греческая богиня или нимфа, а простая смертная парижанка, работавшая в борделе. Чтобы почувствовать все, что пытался выразить художник из той эпохи, нужно нести в себе те же ценности, нормы, запреты. Мы можем восхищаться старым искусством, но не в состоянии понимать и чувствовать его абсолютно так же как современники.
-Собственная галерея – это достаточно хлопотно, и, скажем прямо, затратно. Почему вы не стали свободным куратором, работающим на различных площадках? Это хорошая возможность для творческого самовыражения.
-Потому что всегда приходится идти на компромисс, когда ведешь деятельность, как свободный куратор. В начале пути я так и делала. Работая, на чужой площадке, приходилось приспосабливаться, договариваться, учитывать чужое мнение, спрашивать разрешения. Это угнетает. Хочется роста. Я всегда к этому стремилась, делать так, как я вижу, и никак иначе. Любая моя деятельность, это то, что я транслирую. Она меня характеризует, показывает кто я, и на что способна. Я стремлюсь максимально снизить влияние внешних фактов на мои проекты и зависимость от них.
- Делали ли вы какие-то собственные арт-проекты до открытия галереи Alma Mater?
- Да, в 2018 г я была куратором персональной выставки TWONE греческой художницы Димитры Гривас в Москве. Далее занималась формированием частных коллекций, в том числе в Париже.
- Как вы пришли в арт-бизнес? Расскажите, пожалуйста, насколько ваши родственники, семья, интересовались искусством. Был ли кто-то из родных или близких связан с искусством?
- Я рисовала с детства, меня учила бабушка – и рисую до сих пор. Родители настояли на юридическом образовании, но я все-таки получила второе высшее на факультете «Менеджмент, маркетинг современного искусства» в Институте арт-бизнеса и антиквариата. Произведения искусства были в семье моего дедушки, Олега Константиновича Кудрявцева (1917 – 1997 гг.), физика, участвовавшего в атомных проектах. А мой двоюродный дедушка – известный скульптор Александр Петрович Кудрявцев (1938 – 2011 гг.). В детстве я часто бывала в его студии.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших собственных художественных вкусах – что более всего вас привлекает в мировом и российском искусстве?
- Если говорить о классиках, то я очень высоко ценю Эгона Шиле, ломаные руки его моделей, эротические позы. Люблю Джексона Поллока – мастера абстрактного экспрессионизма. И конечно же неформальный уличный арт 1970-х, например Жана-Мишеля Баскиа. Некий надлом – это то, что всегда привлекает меня в художнике.
Сильное впечатление на меня производят огромные полотна и физическое изобилие краски, тут могу назвать «Осенний ритм (номер 30)» Джексона Поллока (1950 г.), размером 5 х 2,5 м. И динамика! Когда работа написана кистью, неотрывно скользящей по холсту, это завораживает. Впечатляют работы, которые нельзя копировать. Невозможно дважды одинаково вылить краску на холст.
Из российских современников интересны работы Покраса Лампаса, Алексея Кузнецова (Alex Kuznetsov), Адиля Аубекерова.
- Планируете ли вы участвовать в каких-либо арт-ярмарках?
Я бы хотела участвовать в российских ярмарках Cosmoscow, Art Russia fair и Арт Москва. Из европейских интересны Frieze London и Art Bazel.
-Собираете ли вы свою собственную коллекцию или приобретаете произведения только как галерист?
- Конечно, у меня есть полотна, которые я приобретала для себя, и с которыми не хочу расставаться. Но если мой вкус, мои интересы меняются, то какие-то из них теряют актуальность. В таком случае, я могу их продать.
- Какие направления в современном искусстве наиболее интересны для вас – и вы бы планировали с ними работать в галерее?
- Прежде всего, это мой любимый абстрактный импрессионизм. Mне так же интересна современная каллиграфия, стрит-арт, скульптура, Digital, NFT. Все это однажды появится в моей галерее.
- Как вы выбираете художников, с которыми будете работать?
- Мне интересны художники, погруженные в свои переживания, в свои трансформации, обладающие эмоциональным опытом. Все это я вижу на холсте. Когда автор долго и красочно рассказывает о своем произведении – что значит эта линия, эта форма, эта капля краски. Иной раз я наблюдаю перед собой абсолютного флегматика, но его работы кричат о невероятной энергии, живости ума, стремлении к глубоким переживаниям и эмоциям. Вот что мне нравится, некая «непонятность», противоречивость самой персоны. Потому как, мне самой необходимо каждый раз смотреть на вещи и реальность по-новому.
Кроме того, нужно сказать о вещах может быть прозаических, но важных: художник должен быть адекватен в вопросах арт-бизнеса, понимать его законы (то, что мы оба учитываем интересы друг друга во время нашего сотрудничества). А еще – художник должен иметь иммунитет к звездной болезни.
- Какие ближайшие планы галереи?
- Я хотела бы принять участие в ярмарке Cosmoscow в сентябре. Далее в конце осени – зимой новая выставка, ее идея уже начинает формироваться.
https://almamatergallery.ru/
Выставка работает до 31 августа. Вход свободный.