VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера

Страсть, смерть и искусство. Картины мексиканских новаторов приехали в Москву

В московском Манеже воссоздали удивительную вселенную одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью. 

«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества. 

До 12 марта 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) впервые представят в Москве масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который покажет шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой и расскажет их историю.

В 2016 году выставка проходила в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, но тогда акцент был сделан на работах Фриды Кало. Директор Музея Фаберже Владимир Воронченко на пресс-конференции отметил, что в Санкт-Петербурге выставку посетили 350 000 человек и очереди были такие, что двери не закрывались даже в сильную минусовую температуру. Поэтому открытие проекта в Москве было лишь вопросом времени.

Сейчас в течение трех месяцев в ЦВЗ «Манеж», зрители смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополнят экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

Здесь фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, работы Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, снимки выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея - друга и возлюбленного Фриды. Анн-Мари Спрингер - коллекционер из Швейцарии, предоставила на выставку уникальную коллекцию любовных писем художников (так же у нее в собрании есть письма Наполеона Жозефине, документы, написанные Марией Антуанеттой и Екатериной II).

Знакомство двух художников состоялось, благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы.

 «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. 

На выставке произведения Фриды и Диего встречаются в центральной части экспозиции — своеобразная перекличка полотен и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».

 Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители увидят одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

«Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — так описывает свое творчество Фрида.

На выставке - все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы будут показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году. 

 

Наученные опытом проведения выставки в Санкт-Петербурге, устроители в ожидании очередей, уже запустили он-лайн продажу билетов на сайте Манежа.

 

До 12 марта 2019 года