Полюбоваться финским, северным модерном и оценить, как архитекторы бережно относились к родной природе можно побывав на вилле "Виттреск" (Hvitträsk), расположенной в Киркконумми, примерно в 30 км от Хельсинки.
Дом-студия трех звезд финской архитектуры Элиэля Сааринена (1873-1950), Германа Гезеллиуса (1874-1916) и Армаса Линдгрена (1874-1929) – входит в топ самых посещаемых мест Финляндии.
Строительство виллы началось в 1902 году, но не пользуйся Финский павильон огромной популярностью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году её могло бы и не быть. Трое друзей-архитекторов-выпускников Гельсингфорского политехнического института организовали архитектурное бюро - Gesellius-Lindgren-Saarinen и со своими разработками решили принять участие в выставке. После триумфа в Париже, друзья получили множество предложений о работе, больших заказов и в конце концов средства, чтобы построить свой собственный дом.
Вилла «Виттреск» - шедевр финского национального романтизма. При планировке вилла была поделена на три части и каждый архитектор отвечал за свою сторону. Треть Сааринена оказалась самой большой - с просторной гостиной имитирующей настоящий сруб, и ковром по рисунку Галлена-Каллелы на диване.
В доме поражают огромное камины облицованные изразцами, диковинные декоративные элементы.
Здесь и отсылки к народной деревянной архитектуре, и шатровые своды как в средневековых палатах, и небольшие комнатки с мебелью в духе Чарльза Макинтоша. Гостиная наполнена растительными орнаментами, сказочными
фигурками животных, духом средневековой романтики. Вся мебель выполнена по заказам архитекторов, поэтому каждая комната имеет свое неповторимое концептуальное наполнение, вплоть до вышивки на текстиле.
Место для виллы было выбрано идеально - на берегу живописного озера «Виттреск», название которого и дало имя постройке. Кстати, «виттреск» — слово, не финское, а шведское и в переводе означает «Белое озеро».
Несмотря на удаленность от городской суеты, Киркконумми не был оторван от мира. Рядом проходила железная дорога, так что архитекторы могли быстро добраться до столичных заказчиков.
Архитекторы возвели для себя целый комплекс, включающий студии, дома для своих семей и ряд служебных построек.
Архитекторы Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен с оной стороны стремились к уединению, но затворниками не были – к ним регулярно приезжали друзья, они устраивали праздники, , может, и любили относительное уединение, но с удовольствием принимали у себя друзей, устраивали застолья и вечеринки, и их дом всегда был открыт для гостей. Усадьба на целое десятилетие стала центром художественной жизни не только Хельсинки, но и всей Финляндии.
Здесь бывали такие знаменитости, как австрийский композитор Густав Малер, финские композиторы Ян Сибелиус и Роберт Каянус, финский художник Аксели Галлен-Каллела, шведский скульптор Карл Миллес, венгерский скульптор и архитектор Геза Мароти, русский писатель Максим Горький, немецкий критик Юлиус Мейер-Грефе.
В усадьбе подолгу гостили Эрик Эрстрём и его жена Ольга Гуммерус-Эрстрём по эскизам которой сделан витраж в доме.
От дома спускается обрывистая лестница к озеру, где так приятно купаться в летние дни. Вокруг прекрасный сад, сосновый бор, тишина и звенящая финская свежесть в воздухе.
Как сложилась судьба архитекторов? Герман Гезеллиус умер в 1916 году от рака, а Армас Линдгрен уже в 1905 году из-за творческих разногласий вместе с семьей покинул усадьбу и обосновался в Хельсинки. Потому успешный триумвиат перестал существовать вскоре после завершения отделочных работ в 1903-1904 годах.
Элиэль Сааринен прожил в доме дольше всех. Хотя он много времени проводил в США став там профессором архитектуры Мичиганского университета, он и его жена Лоя постоянно писали письма своим родственникам в Финляндии с указаниями как убирать дом и ухаживать за садом вокруг виллы. За год до своей смерти в 1949 году он продал виллу супружеской паре Вуорио, после их банкротства вилла успела побывать и гостиницей и рестораном, пока в 1971 году здесь не открыли музей. В 2000 году музей-усадьба Виттреск была передан Национальному совету по сохранению памятников древности и открыт для публики. К сожалению, не всю обстановку удалось сохранить в первоначальном виде и некоторые предметы мебели и обои восстанавливали по фотографиям.