Текст: Инна Пуликова
Галерея «Старинные подарки», открывшаяся в московском «Гостином дворе», начала свою работу с роскошной – и абсолютно профильной – выставки «Царские подарки российских монархов».
Появление «Старинных подарков» в туристическом «эпицентре» столицы выглядит вполне закономерным: арт-кластер «Гостиный двор», расположенный неподалеку от Кремля, администрации президента, нескольких министерств и офисов множества зажиточных организаций, дает возможность привлечь внимание целевой аудитории – покупателей редких и дорогостоящих подарков.
«Старинные подарки» – новый проект Михаила Суслова, вице-президента Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, постоянного участника Российских антикварных салонов, коллекционера и владельца нескольких галерей в Петербурге, хорошо известных любителям антиквариата.
Изобилие фарфора и бронзы, старинного стекла и часов, серебра и редкой мебели, способно ошеломить посетителя галереи и без специальной тематической экспозиции. Но тем и хороша выставка «Царские подарки российских монархов», что обращает внимание на вещи совершенно уникальные – как с художественной, так и с исторической точки зрения.
Прежде всего, это мемориальный комод с вензелем императрицы Екатерины Великой и гербом Сибири (в Эрмитаже есть парный, но в худшей сохранности). Оба комода были сделаны, вероятно, для подношения императрице по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, владельца многочисленных металлургических заводов в Сибири. «Московской» комод был позднее вывезен в итальянское имение Николая Никитича Демидова Сан Донато. Это замечательный пример русской мебели середины 1760 – 1770-х годов с деталями из моржовой кости, набором ценных пород дерева: палисандром, красным, розовым, черным деревом и амарантом и с изысканными серебряными декоративными накладками.
Величественные подносные вазы работы мастеров Императорского фарфорового завода первой трети XIX века с орнаментальным декором и ручками в виде музицирующих эльфов были созданы в качестве подарка для Николая I на Рождество 1826 года. Близкие по форме и росписи вазы можно увидеть собраниях Русского музея, Эрмитажа, в Павловске и Царском селе. Интересно сравнить эти вазы с другой парой, также созданной на Императорском фарфоровом заводе, но в 1861 году и приобретенной для императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III. Во второй половине XIX произведения, предназначенные для членов императорской семьи стали еще роскошнее – вазы представлены в бронзовом оформлении, они богато декорированы цветочной росписью и изображениями экзотических птиц.
Особый раздел выставки – подарки, созданные по индивидуальным проектам. Интересно оценить «подарочную моду» прошлого и увидеть, что и сегодня эти произведения вполне уместны в качестве статусных подарков. Например, редкого качества и комплектности столовый сервиз из 78 предметов, работы одного из ведущих петербургских серебряных дел мастеров, поставщиком императорского двора Карлом Альбрехтом в 1879 году (судя по графскому гербу это был фамильный сервиз). Прекрасная художественная работа и мастерство ювелира делает этот сервиз настоящим образцом «русского стиля» - тут и изображения петушков в сочетании с фантазийным флоральным и геометрическим орнаментом в технике перегородчатых эмалей, и «куриные ножки».
В планах галереи – организация выставок и проведение лекций на постоянной основе.
Выставка работает до 31 августа 2022 г.
Фото пресс-службы и Любови Пуликовой