«Одиссея» по Тарковскому и Прусту

В современном, стремительно меняющемся мире, само движение становится главным действующим героем искусства. На этом и фокусируется проект «Одиссея» молодой белорусской художницы Анны Плотниковой в FINEART GALLERY.

«Это выставка-пьеса, выставка-движение, выставка-путь, который мы проходим вместе с героиней, глядя в будущее с надеждой», – поясняет куратор выставки, историк искусства Мария Москвичева, – «Этот проект, с одной стороны, открывает для московской сцены юную и подающую большие надежды художницу из Минска, с другой – он фиксирует молодого человека ХХI века в поиске себя – через опыт поэтов прошлого, в широком смысле этого слова, таких, как Андрей Тарковский и Марсель Пруст. Оба великих – в поисках утраченного времени, и Аня, вслед за великими, показывает своими произведениями то, что время не линейно и не неоднородно».

 

Одной из центральных работ проекта стала «Хтоническая трилогия», написанная в ныне заброшенном, а некогда величественном и прогрессивном поместье Хрептовичей в Щорсах, что под Минском. Особняк был построен в 1770–х годах в стиле классицизм, окружен красивым парк с искусственными водоёмами, одна из хозяйственных пристроен походила на средневековый замок. Некогда в усадьбе располагалась крупнейшая в регионе библиотека, где хранилась переписка Богдана Хмельницкого и дневник Марины Мнишек. Сейчас это место больше напоминает сцены из фильма Тарковского «Солярис», что и зафиксировала Анна Плотникова во время своего пребывания в Щорсах в рамках арт-резиденции.

Другая серия отправляет в путешествие по северу Франции, которое Анна провела с книгой Марселя Пруста в руках. В своих заметках писатель описывает по следам Джона Рёскина города и архитектуру, впечатление от которой запечатлел на рубеже ХIХ и ХХ веков и импрессионист Клод Моне. Экспрессивная живопись Плотниковой суммирует историю и эмоции, превращая в квинтэссенцию ощущений не только места, но и времени.

 

Еще одной «остановкой», моментов замедления и фокуса на деталях, становится серия из смальты «Солярис». Круглые модули, словно лабораторные чашки Петри, фиксируют застывшую природу. Они занимают целую стену зала, превращая ее в особую формулу мира.

 

«Тарковский был одним из первых режиссеров, которого я стала осознанно смотреть лет в 14, как художественное произведение. В том числе для тренировки композиции, выстраивания «кадра» в живописи, смотрела его фильмы, а также фильмы Параджанова, Бергмана, останавливала и зарисовывала сцены. Подобно тому, как океан Соляриса материализует воспоминания и чувства космонавтов, панно создает свой собственный "океан" образов. В его глубинах можно увидеть отблески будто бы звезд и земные пейзажи, знакомое и чужое. Например, кусок ткани превращается в образ далекого неизвестного пейзажа, а синтетические текстуры, наоборот, напоминают о чем-то знакомом. Эти столкновения, как и в фильме/книге – повод задуматься о границах человеческого познания и о том, что скрывается за пределами привычного», – рассказывает художница.

Одни текстуры цикла «Солярис» напоминают газовые облака, другие – черный океан с застывшими льдинками, третьи – будто навсегда поймали в «кадр» цветы и бабочек. Перед зрителем словно остановленное время, которое помогает увидеть в привычном, земном, знакомом нечто космическое, незнакомое, неосознанное.

 

Завершают выставку два специально созданных для проекта больших зеркала, подернутых будто бы паутиной (на самом деле «сеткой» краски), где зритель находит свое отражение словно бы в дымке времен. Тем самым, Анна Плотникова режиссирует время и пространство, задавая ему неспешный темп и создавая «окна» в разные эпохи, по которым можно путешествовать «здесь и сейчас».

 

Выставка продлится в FINEART GALLERY на Винзаводе до 31 августа.