«Икона «галантного века»: фантастические миры барокко и рококо в русской иконописи

В залах музея имени Андрея Рублева открылась выставка «Икона «галантного века», объединившая живописную роскошь и увлекательное погружение в историю и искусствоведение.

Текст: Инна Пуликова

Если быть совершенно точными, то термин «галантный век», пришедший из Франции, относится к периоду правления Людовика XV, но постепенно временные рамки  «галантного века» стали охватывать весь XVIII век. В России это столетие иногда называют «веком императриц», поскольку большую его часть на русском престоле сменяли друг друга женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.

Русские иконы «галантного века» разительно отличаются от мощных, строгих и сдержанных образов, которые традиционно возникают в памяти, когда речь заходит о русской иконе – это две разные визуальные вселенные. Изменения, произошедшие в русской иконописи в XVIII веке необыкновенно интересны – их с полным основанием можно считать иллюстрацией как культурных, так и общественно-политических изменений в жизни России того времени.

Богоматерь Неувядаемый Цвет. Вторая четверть XVIII века. Москва. Дерево, темпера. 73,5 × 55 см

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Начиная с эпохи Петра I русское искусство – как светское, так и религиозное, следуя за политическим курсом императора – развивалось в тесной взаимосвязи с искусством Западной Европы. Барокко, рококо, ранний классицизм – все художественные стили эпохи нашли свое отражение в русской иконописи, которая, однако, не утратила своей индивидуальности и традиционных черт.  Что же происходило с русской иконой? Кураторы Выставки Наталья Комашко и Дионисий Денисов рассказывают, что из русской иконописи под влиянием образцов западного искусства постепенно исчезает обратная перспектива и появляется множество подробно и тщательно выписанных архитектурных деталей, которые прежде носили условный характер.

Апостол Андрей Первозванный. 1752 год. Москва

Дерево, темпера. 31,1 × 26,2 см. Собрание Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково»

На иконах появляются сложные архитектурные и цветовые решения, возникает световоздушная перспектива, передний план, второй и даже третий, что можно связать с влиянием переосмысленных западно-европейских образцов. Иконы «галантного века» рафинированы и роскошны, их украшают замысловатые рокайльные картуши, иногда нарисованные, но нередко – деревянные и позолоченные, выполняющие роль окладов икон. В этой связи нельзя не упомянуть поражающие мастерством и богатством творческой фантазии резные иконостасы русских церквей XVIII века.

Меняется и изображение «героев» икон: образы ангелов, святых, великомучеников становятся реалистичными; иконописцы уделяют внимание точной передаче анатомических деталей. Нередко источником визуальных решений для русских икон XVIII века становились европейские гравюры, в том числе гравированная Библия Пискатора, где был проиллюстрирован текст Священного Писания.

Священномученик Александр. Последняя четверть XVIII века. Поволжье

Дерево, темпера. 34 × 29,5 см. Собрание Государственного исторического музея

Иконы XVIII века  достаточно часто сохраняли имена своих авторов и русская «иконописная вселенная» персонифицировалась – на выставке значительную часть экспонатов составляют подписные произведения наиболее ярких мастеров XVIII века: Ивана Гусятникова, Ивана Поспелова, Ивана Рожнова, Егора Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского, Михаила Фунтусова, Федота Колокольникова, Алексея Антропова, Василия Колмогорова, Василия и Андрея Чалковых.
 

Музей имени Андрея Рублева представляет утонченные образцы русской иконописи: в экспозиции можно увидеть иконы масштабные, созданные для интерьеров храмов, а также небольшие, «домашние» образы, сопровождавшие на протяжении жизни не одно поколение аристократических семей. На выставке впервые экспонируются иконы из усадеб графов Шереметевых – Кусково и Останкино, а также  принадлежавшие известным историческим личностям того времени – Артемию Волынскому, Василию Головину, Юрию Кологривову. Да, иконы «галантного века», в которых, создавая прекрасную и изысканную вселенную, переплетались художественные традиции России и Западной Европы, были востребованы в первую очередь именно аристократическими заказчиками из высших слоев общества и значительно позже стали доступны в провинции.

Воскресение Христово, с праздниками. 1760-е годы. Москва или Санкт-Петербург (?)

Дерево, темпера. 61 × 52 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Выставка собрала отличных партнеров: кроме икон из фондов Музея имени Андрея Рублева, в экспозиции можно увидеть произведения из коллекций Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Коломенское – Измайлово», Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» и из собраний частных коллекционеров – так что у нас сегодня есть замечательная возможность увидеть иконы «галантного века» во всем их богатстве и разнообразии.

Переосмыслив художественный опыт Западной Европы и поэкспериментировав с ним, русская иконопись продолжила свой путь развития, сохранив как эталонный образец творчество Андрея Рублева. В конце XVIII века бесконечная, даже в чем-то избыточная,  изобретательность барокко и рококо уступила место спокойной гармонии классицизма – и было бы очень интересно увидеть в музее им. Андрея Рублева выставку, посвященную этой, следующей, эпохе. 
 

Музей имени Андрея Рублева. До 24 августа 2025 года.