Соучредитель Irish Week, кинорежиссер и сценарист Джерард Майкл Мак Карти рассказал Ольге Пономаревой специально для ART-AND-TRAVEL о том, почему в России так любят все ирландское, и что у нас общего.
Фото из личного архива
- До 24 марта продолжается Неделя Ирландии в Москве, объединившая кинопоказы, концерты, лекции и парад. Джерард, расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
- Сначала у нас появился ирландский кинофестиваль. Это было в 2008 году. И получилось так, что у меня здесь был друг кинорежиссер, и у него, и у меня были полнометражные кинопроекты, которые были отменены в последнюю минуту. И мы сидели с мыслями: а что делать? У меня давно была мечта пригласить наших киношных друзей сюда, в Россию, чтобы обменяться опытом. В итоге мы сначала сделали кинофестиваль, а потом к 2011 году Irish Week стала попыткой собрать под одним брендом все ирландские события в Москве. Это и кино, и концерты, и театры, и детские мероприятия. Конечно, центральное событие Недели Ирландии - это парад/концерт в честь Дня Святого Патрика. В этом году он прошел в Сокольниках. Но, должен сказать, парад стали проводить задолго до нас.
- Насколько раньше? И кто его проводил, если не вы?
- В начале 90-х годов в Москву приехали ирландцы - строить duty-free в Шереметьево и не только. В одно время в одном городе собралось около 3-х тысяч ирландцев, они организовали деловой клуб и устроили для себя парад в честь Дня Святого Патрика. Лет 17 его проводили на Новом Арбате. Размах тогда впечатлял: строили трибуны, перекрывали движение и запускали огромные движущиеся платформы. Потом переехали в Сокольниках 5 лет назад.
- А чем принципиально отличается новый парад в Сокольниках?
- Это скорее концерт и карнавал для всех, потому что у нас русско-ирландский фестиваль. В этом году было очень весело, позитивно, много детей, множество людей танцевало на аллеях парка. Все желающие одели в костюмы себя и домашних животных, грим делали прямо на месте. Мы пригласили актеров, аниматоров, «ходульщиков», группы волынщиков, барабанщиков, танцоров. Отдаю должное: русские музыканты просто отлично играют ирландскую музыку. Каждый год мы делаем объявление среди артистов: кто хочет поучаствовать в нашем мероприятии. У нас отпала необходимость привозить артистов из Ирландии. Русские отлично передают сам дух: смесь танцевального драйва и меланхолии. Было ощущение маленького кусочка Ирландии в центре Москвы.
- Почему русские так хорошо чувствуют ирландскую душу? Есть что-то общее у двух народов?
- Есть гипотеза, что когда кельты переселялись в Европу, они шли через нынешний Краснодар (прежде – скифские степи прим. авт.) и там оставили свой след. У нас в буквальном смысле общая ДНК. Но из того, что на поверхности, у нас общая любовь к природе. Русские, приезжая в Ирландию, наслаждаются рыбалкой и охотой. А еще Ирландия овеяна романтикой. Для русских это страна старинных сказок, и они очень похожи на русские сказки и былины. Они дают возможность перевоплотиться, сбежать от реальности. Мы вынуждены были это делать много веков, учитывая обстановку. Это волшебство позволяет забыть про свои ежедневные проблемы.
Мы особенно почувствовали взаимное сходство, потому что в октябре открыли прямой рейс из Москвы в Дублин, и к нам хлынули туристы. Поток увеличился в 2-3 раза. Всего 4 часа полета, и можно провести выходные в Ирландии. Мы очень долго этого добивались. Это и для студентов, и для туристов, и для бизнесменов удобно. Визу получить не сложно, и наш визовый отдел, и российское посольство в Дублине максимально стараются помочь. Не ищут причин не давать, а ищут основания дать визу.
Возвращаясь к теме, наши общие черты – отсутствие пафоса, чувство юмора и самоирония. Ирландцы так боятся пафоса, что иногда сильно пересаливают с иронией, в том числе в кино. И в литературе, что снижает планку.
- Каких ирландских авторов знают в России, и кого из русских писателей читают в Ирландии?
- В Ирландии это стандартный список: Достоевский, Гоголь, Горький, из современных – Солженицын. Пушкина и Лермонтова мало знают. Кстати, Бродский дружил с самым известным современным ирландским поэтом Шеймасом Хини. Что касается русских читателей, то некоторые не в курсе, что Оскар Уайльд был ирландцем, думают, что он британец. Кроме того, Бернард Шоу ирландец. Брэм Стокер, который написал «Дракулу», тоже ирландец. В остальном, Джеймс Джойс, Сэмюэл Беккет и теперь драматург Мартин Мак Донах. Его пьесы достаточно часто ставят в России.
- А нашего Чехова, например, в Ирландии ставят?
- Не так часто. У нас на сцене более востребованы чисто ирландские темы в отражении современных драматургов. МакДонах на их фоне наиболее универсальный.
- Вы не пробовали приглашать писателей на Неделю Ирландии?
- Два или три раза на Ирландской неделе у нас были молодые ирландские писатели. Но приоритет - это музыка и кино. У нас, в основном, актеры, режиссеры, продюсеры, а также сценаристы. Из последних самый известный, пожалуй, это Энда Уолш. Его самый сильный фильм - «Голод», который снят уже 10 лет назад. Он о событиях в тюрьме в Северной Ирландии, когда люди объявили голодовку и некоторые из заключенных умерли. В этом году самый известный гость из Ирландии это Мо Данфорд. Он сыграл в 36-ти эпизодах сериала «Викинги», у него была роль в «Игре престолов». Очень перспективный молодой актер, он снялся в четырех фильмах, представленных на нашем кинофестивале: «Раскопки», «Майкл внутри», «Харт-метал» и «Черный 47-й». В прошлом году приезжал Эйдан Тернер, который сыграл в фильме «Хоббит» и в последние полгода получил высокую оценку за свою театральную работу в Лондоне, в пьесе Мартина МакДонаха. Мы стараемся приглашать в Москву тех, кто хорошо находит контакт со зрителями. И все они потом хотят вернуться и в Москву и на наш фестиваль. В этом году зрители как-то особенно прониклись ирландским кино, задавали гостям много глубоких вопросов.
- Какие именно фильмы вызвали такой шквал вопросов?
- Это уже названные драмы «Раскопки» - удивительный фильм, где напряжение создается из ничего: 4 человека, болото и лопаты. «Черный 47-й» о переломном моменте в истории Ирландии, «Майкл внутри» и сборник короткометражек. Короткий метр очень моден уже не первый год, в сборнике смесь жанров: и комедии, и трагедии, и все вместе. Очень впечатлил москвичей «Майкл внутри». Это фильм о юноше, который попадает в плохую компанию и кончает в тюрьме. В названии игра слов -«внутри» в смысле заперт за решеткой и ещё нечто, что происходит в его голове, его интерпретация событий. В зале было много родителей подростков, они очень эмоционально реагировали и хотели показать этот фильм детям. Показать, что один опрометчивый поступок может испортить всю жизнь. И надо быть очень осторожным в подростковом возрасте, чтобы не наделать ошибок. Пришел отец с дочкой. Он сказал, что очень благодарен, что его дочь увидела это кино, оно настолько философское, на нем можно учиться.
И все это сделано при очень скромном бюджете. Ирландские фильмы стоят от 200 тыс. евро до 2 млн. Дороже редко бывает. Мы не делаем блокбастеров, потому что нет огромных денег в киноиндустрии, государство дает не больше 10-15 процентов от общего бюджета фильма. Ирландия - маленькая страна, 4 млн. 800 тыс. жителей, и ожидать, что кино хорошо окупится, достаточно наивно.
- Сколько фильмов в год снимается в Ирландии?
- Сейчас примерно 20-25. Но в широкий прокат выходят штук 15 только. Есть кинофестиваль в самой Ирландии (The Galway Film Fleadh), там показывают все. Наш программный директор, Анна Грязнова, посещает его каждое лето, все смотрит и решает сама, как русский человек, что мы можем показывать, а что не стоит. Не поймут. Обычно у нас 10-12 фильмов, так что это половина того, что сняли за год в Ирландии. Правда, в последние годы случился подъем. В Ирландии снимали сериал «Викинги», часть сцен «Игры престолов». А еще заключительный эпизод последних «Звездных войн. Пробуждение силы» - есть на западе страны красивый скалистый утес Скеллиг-Майкл. Благодаря этому местная киноиндустрия вышла на новый уровень, в том числе технический и финансовый. И еще мы стали снимать очень быстро. Укладываемся в 15-20 съемочных дней.
- Какого рода фильмы рождаются за столь короткий срок?
- То, что мы показываем, можно назвать арт-хаусом. Но не таким навороченным, что ничего не разберешь. В Ирландии нет Ларса фон Триера или Гаспара Ноэ. Нам необходимо, чтобы нас хорошо понимали. Мы вообще страна рассказчиков. У нас не слишком развито изобразительное искусство, не сразу появилось сильное кино. Дело в том, что на протяжении многих веков существовал запрет на книги на ирландском языке, об ирландской культуре и истории. И мы постоянно переезжали, необходимо было все носить с собой и в себе. Рассказчик – это была профессия. Поэтому традиционно в наших фильмах очень много диалогов, игры слов. И только лет 10 назад у нас начал меняться киноязык. В том числе из-за приезда мигрантов которые составляют более 15% населения. Например, в Дублине много бразильцев, которые привнести свою энергетику в ритм города.
- Кстати, о субкультуре большого города. По-прежнему ли традиционные ирландские пабы – ее часть?
- Конечно, ирландцы и сейчас заглядывают в пабы после рабочей недели, но уже есть такие ассоциации, что засиживаться там - немного старомодно, так делают только в провинции. У нас было несколько финансовых кризисов за последние 20-30 лет, и люди стали все чаще покупать алкоголь в супермаркетах и выпивать дома. Но по статистике, молодое поколение пьет гораздо меньше, чем наше. У них другие развлечения, нет на это времени, и на нас они смотрят с подозрением. Конечно, бывает в артистических кругах, что человек перебирает, шумит, экстравагантно себя ведет. Но его не считают эталоном поведения.
- Если даже в Ирландии уже не так сильна субкультура пабов, то что же можно сказать про ирландские пабы в Москве? В них есть дух Ирландии?
- Я бы сказал, что тут как с пиццериями и суши-барами. Очень мало аутентичных ирландских пабов, чтобы пиво, спорт, виски, никакого дресс-кода и пафоса. Кстати, в традиционном пабе никто не сидит, все стоят, ходят и общаются. Это не русское застолье.
- То есть вы не ходите в ирландские пабы в Москве?
- Я особо не ходил в них и в Дублине. Хотя в этот День Святого Патрика мы все же зашли с гостями в ирландский паб.
- Пабы побоку, а какие ваши любимые места в Москве?
- Мне нравятся маленькие уютные кафе в центре города, где знают, как делать нормальный капучино. Я люблю начинать свой день именно так. Главное – отсутствие пафоса, когда приходишь в абсолютно пустой ресторан, а тебя чопорно так спрашивают: вы столик бронировали? Как так? Какое свинство? Понты, вот точно.
- А в гости вы ходите?
- Очень сильно этому сопротивляюсь. Я много-много раз уже отсидел на русских днях рождения, где был прикован к столу, я прекрасно понимаю, что это гостеприимство, что они стараются, но когда ты зажат между родственниками. А я слишком привык к свободе движения, как в тех же пабах.
- Кстати о свободе движения. Джерард, я знаю, вы живете на Покровке. Где вы любите гулять? Только вокруг дома или вам нравится уходить подальше?
- Я стараюсь везде ходить пешком. И не только для здоровья. В движении есть что-то жизнеутверждающее. Новые идеи и позитивные мысли приходят на ум быстрее. Быстрая ходьба задает ритм для работы мозга, как внутренний метроном. Больше всего брожу по моей Покровке, по Чистым прудам. Друзья живут рядом, и по работе встречаюсь. В субботу и воскресенье с утра люблю пройтись по Патриаршим прудам. Тихо, мало народу. «Патрики» очень похожи на Париж и другие европейские столицы. Ещё мне нравится гулять по Питеру, я знаю там проходные дворы, секретные крыши. И там есть вода, море, хоть это и залив. Но все равно чувствуется.
- То есть вам в Москве не хватает моря?
- Да, не хватает временами того ощущения, когда ты слышишь волны. Я живу здесь с 1996 года, мне Москва очень нравится, это современный красивый город, но временами я уезжаю в Ирландию, чтобы прикоснуться к морю и получить от него заряд энергии. Для нас, ирландцев, это очень важно.
ДОСЬЕ: Джерард Майкл Мак Карти – бывший глава Enterprise Ireland, ирландского Государственного агентства по экспорту, инновациям и инвестициям в России/СНГ. В 2011-2018 гг. являлся представителем Ирландии по торговле и коммерции в Ирландско-Российском межправительственном экономическом комитете. Он также является режиссером, продюсером, сценаристом и композитором; соучредителем Irish Week, Ирландского Кинофестиваля, и фестиваля SUBTITLE в Москве. Его новый короткометражный фильм “Реставрация” (29 мин) будет завершен в апреле.