Коллекционер Татьяна Удрас: "Мечтаю пополнить собрание тарелкой с изображением взятия Бастилии!"

12 февраля в Историческом музее открывается выставка «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века». Об этом уникальном предмете собирательства главный редактор портала ART-AND-TRAVEL.RU Любовь ПУЛИКОВА поговорила с коллекционером Татьяной УДРАС.

 

- Как французский революционный фаянс появился в вашей жизни?

 

- Три года назад на блошином рынке Cours Saleya в Ницце я обратила внимание на удивительную фаянсовую тарелку. На ней был изображён Амур, который в одной руке держал пальмовую ветвь, а в другой - трубу с вымпелом, с надписью «Paix» (Мир). Продавец почти ничего не смог рассказать мне, кроме того, что тарелка старая и изображено на ней что-то революционное...

Я, конечно, была наслышана про советский агитфарфор, но ничего не знала про французский, и была очень удивлена и заинтригована. Решив побольше узнать о своей покупке, я обнаружила, что на русском языке опубликована только статья Натальи Карлюченко в журнале «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» за 2003 г. Но, охота пуще неволи, и мне ничего не оставалось, как купить несколько французских каталогов выставок «патриотического фаянса».

На аукционных торгах, блошиных рынках, в галереях стала обращать внимание на эти артефакты; покупать, если устраивали цена и качество.

Тарелка с трубящим ангелом и девизом "Мир". Франция. Невер. 1790-е. Фаянс; роспись по сырой эмали. Собрание Татьяны Удрас

- С какой целью делались эти тарелки?

 
- Изначально они изготавливались в Невере, Париже и Руане для украшения жилищ крестьян, рабочих и провинциальных мещан. И так как Невер в XVIII веке был центром производства массовой фаянсовой посуды, тарелки, произведённые там, сегодня, в основном, и присутствуют на рынке. Тарелки не предназначались для ежедневного пользования, хотя у меня на нескольких есть следы бытования. Думаю, их могли использовать в качестве бытовой посуды позднее, в конце XIX века.

 

- Кто первым начал собирать эту тему?

 

- В середине XIX века появились профессиональные коллекционеры, и первый среди них - Шампфлери - хранитель музея в Севре. Собрав и изучив большое количество экспонатов, он написал книгу «История патриотических фаянсов Революции», которая несколько раз переиздавалась. Сегодня его коллекция хранится в парижском музее Карнавале. 

 

- Кто сегодня собирает такие вещи?

 

- В настоящее время одной из лучших считается коллекция Луи Хейштеля (Louis Heitschel).

Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти с девизом "Единство". Франция. Невер. 1790-е. Фаянс; роспись по сырой эмали. Собрание Татьяны Удрас

 

- Какие сюжеты и декоративные мотивы типичны для «революционного французского фаянса»?

 

- Чаще всего это эмблемы и символы. Например, фригийский колпак обозначал свободу; связки пик, копий, палок - союз, соглашение; петух-бдительность; шпага-дворянство; крест-церковь; лавр или пальма-победу и т.д. Сноп хлебных колосьев - наиболее часто встречающаяся эмблема, именно он, как плуг или лопата, чаще всего символизировал третье сословие- основную силу революции.

Тарелки выпускали к определенному, знаковому событию: ко взятию Бастилии, к аресту короля в Варенне. Часто для создания композиций на керамике использовали гравюры, например из серии, выполненных Гельманом по рисункам Шарля Моне «Главные дни революции» и Бёртона по работам Луи Приера мл. «Картины революции».

Именно такую тарелку, с изображением взятия Бастилии 14 ноября 1789 я мечтаю иметь в коллекции!

 

Интересно, что ещё несколько лет после взятия Бастилии до побега короля и последующего ареста в Варенне в 1791 году, в декоре тарелок встречаются изображения бурбонских лилий, корон, пылающих сердец, означающие любовь к монарху.

Тарелка с петухом на пушке. Франция. Невер. 1790-е. Фаянс; роспись по сырой эмали. Собрание Татьяны Удрас

 

- Часто ли повторяются сюжеты?

 

 - Конечно! Галльский петух, могила Мирабо, сноп колосьев - самые распространённые.

 

- Как, по-вашему, формируется цена на такого рода тарелки?

 

- Часто продавцы, особенно на блошиных рынках, не очень хорошо ориентируются в цене на такого рода предметы. Тогда есть шанс купить тарелку совсем недорого. Специалисты аукционных домов уже более подкованы и в истории искусства и в ценовой политике, но, тоже иногда допускают ошибки в атрибуции, и соответственно, в оценке. А галеристы- белая кость в антикварном бизнесе, ошибок не допускают, поэтому цены и качество тарелок у них на самом высоком уровне.

 

- Где вы в основном покупаете?

 

- Десять тарелок куплены на французских антикварных аукционах, остальные – на блошиных рынках: Clignancourt в Париже, Les Puces du Canal в Лионе и в Ницце, на Cous Saleya.

 

- А в России?

 

- В России я их не встречала, это всё равно, что Гжель XVIII века обнаружить во Франции. Вероятность есть, но она стремится к нулю.

 

- Тарелки подделывают?

 

- Я бы не называла это подделками. К столетию Французской революции фабрика в Невере выпустила партию тарелок с наиболее популярными революционными сюжетами. Через 200 лет, в конце XX века сделала то же самое, но уже в чуть большем количестве.

 

- Цветовая гамма у тарелок кажется ограниченной…

 

- Удивительно, что и в Гжели и в Невере, в конце 18 в. для росписи фаянса использовали в основном зеленый, коричневый, желтый и синий. Совсем небольшая палитра!

 

- Почему решили выставить революционный фаянс сейчас?

 

- В прошлом году исполнилось 220 лет со дня взятия Бастилии, в этом- годовщина речи Максимилиана Робеспьера, в которой впервые прозвучали слова «Liberté. Égalité. Fraternité»(Свобода. Равенство. Братство) - ставшие не только девизом Французской Республики, но и давшие название нашей выставке.

 

- Нынешняя выставка – первое представление коллекции?

 

- Да! Хотя страна 80 лет прожила при социализме и революционные идеи были весьма популярны, выставки, посвящённой революционному фаянсу Франции, так и не состоялось. Поэтому нынешняя выставка не только первое представление моей коллекции, но и первая выставка «патриотических фаянсов Республики» в России.

Жан Луи Вуаль. Портрет графа Павла Александровича Строганова. 1787. Холст, масло. Собрание Татьяны Удрас

 

- На выставке будет портрет Павла Александровича Строганова кисти Жана-Луи Вуаля из вашей коллекции. Что Вы можете рассказать про него?

 

- На портрете Павлу Строганову 15 лет. Через два года он в компании со своим учителем Жильбером Роммом окажется в самом центре революционных событий в Париже. Под псевдонимом Поль Очер (так называлась речка, у которой в Пермской губернии был расположен один из заводов Строгановых) он, регулярно посещает заседания Национального собрания, становится одним из завсегдатаев трибуны, отведенной для зрителей, в большинстве своем настроенных весьма радикально. Продолжительное общение с революционными энтузиастами привело Ромма к идее создания политического клуба. 10 января 1790 г. он основывает "Общество друзей закона", где Павел занимает должность библиотекаря. Участие в политическом клубе производит на юношу большое впечатление. Среди "Друзей закона", он мог держать себя на равных с людьми, которые были намного старше. Возможно, что именно в это время ему довелось познать еще одну сторону взрослой жизни. Павел влюбился в Теруань де Мерикур - архивиста “Общества”, участницу взятия Бастилии и одну из вдохновительниц «похода женщин за хлебом» на Версаль.

Случившемуся с младшим Строгановым императрица Екатерина II придаёт весьма серьезное значение, об этом свидетельствует запись от 26 августа в дневнике ее кабинет-секретаря А.В. Храповицкого: "Повеление к Симолину, чтоб в Париже всем русским объявили приказание о скорейшем возвращении в отечество. Там сын гр. Ал.Сер. Строганова с учителем своим вошли в члены клуба Жакобинов de Propagand Libertate (пропаганды свободы). Из Франции же продолжают поступать компрометировавшие Павла Строганова сообщения. 11 сентября приходит депеша от Симолина, в которой посланник, отвечая на запрос из Петербурга о возможном участии русских в манифестации "представителей народов мира" перед Национальным собранием, докладывал: “Я склонен думать, что все русские, живущие в Париже, воздержались от участия в такой сумасбродной затее. Единственно, на кого может пасть подозрение, это на молодого графа Строганова, которым руководит гувернер с чрезвычайно экзальтированной головой..”

 

Подчинившись родительской и монаршьей воле, в ноябре 1790 года, Павел покидает Париж и навсегда расстаётся с наставником, с которым был неразлучен 12 лет.

Забавный факт, что когда в 1795 году состоится знакомство Строганова с будущим императором Александром I, тот сообщит ему, что является "восторженным поклонником Французской революции" и считает себя тоже "якобинцем”.

Вот такая интересная история, и мне очень приятно, что один из любимых предметов моей коллекции живописи  оказался так неожиданно созвучен теме выставки.

 

Государственный Исторический музей,

Кабинет Председателя

 

С 12 февраля по 11 мая 2020

 

 

 

Читайте также: Интервью Михаила Тренихина с Татьяной Удрас об её коллекции портретов XVIII-XIX веков