Первая ретроспектива уникального художника-акварелиста открывается в музее А.С.Пушкина
Имя Карла Карловича Гампельна (1794 – не ранее 1880) известно пожалуй только тем, кто хорошо знаком с русским портретным искусством первой половины XIX века. К 225-летию со дня рождения талантливого рисовальщика, акварелиста, живописца, гравера и литографа Карла Гампельна Государственный исторический музей делает совместную выставку с Государственным музеем А.С. Пушкина. ГИМ предоставил 65 работ художника, большую часть которых посетители увидят впервые.
В биографии Гампельна можно найти много интересной информации, которая, которые, не всегда находит подтверждение в документах. Точно известно, что будущий художник появился на свет в 1794 году в Москве и от рождения был глухим. В возрасте шестнадцати лет он был отправлен в Вену, где находился в специальном училище при Императорской Академии изящных искусств (1810–1816) под руководством известного художника В.Г. Кинингера обучался гравированию. В 1814 году, во время Венского конгресса, Гампельн получил от императора Александра I тысячу пятьсот гульденов с дозволением продолжить обучение в Академии изящных искусств еще один год.
В 1817 году удостоен от Академии степени «второго художника по гравировальному искусству», а год спустя награжден золотой медалью «за успехи по гравировальному и прочим изящным искусствам». Параллельно с обучением занимался преподавательской деятельностью, о чем имел особое свидетельство
В 1817 году К.К. Гампельн возвратился в Россию полностью сложившимся художником и педагогом. В Санкт-Петербурге пользовался покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны и президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина. Преподавал рисование и гравирование в Училище для глухонемых (1817–1821). Вероятно из-за следствия по делу Декабристов, Гампельн был вынужден переехать в Москву.
Как дальше сложилась жизнь художника -неясно, но скорее всего не очень хорошо. Точная дата смерти неизвестна - не ранее 1880 года.
Почти все свои работы К.К. Гампельн подписывал по-французски Hampeln Sourd-muet, реже по-русски Гампельнъ глухо-немой, иногда даже ограничиваясь монограммой СН, но неизменно прибавляя Sourd-muet. Выдающийся историк искусства барон Н.Н. Врангель предположил, что художник «очень гордился» своей неординарностью, выделявшей его среди мастеров первой половины XIX века. Так ли это или не так, но именно оригинальная подпись К.К. Гампельна стала визитной карточкой художника.
В экспозиции - карандашные и акварельные портреты, созданные в 1820–1830-е годы, знаменитую гравированную панораму «Гулянье в Екатерингофе 1 мая» (1824–1825), чрезвычайно редкую литографированную серию портретов представителей персидского посольства во главе с принцем Хосров-мирзой (1829), а также уникальную для творчества художника акварель «Закладка Москворецкого моста» (1830). Отдельный зал посвящен серии малоизвестных жанровых акварелей К.К. Гампельна из собрания московского коллекционера А.П. Бахрушина.
Работы Гампельна, зачастую шаржированные, показываю сцены из жизни дворян и молодых офицеров, сюжеты из быта помещиков и крестьян, типы городских обывателей, торговцев, разносчиков, эпизоды разных военных кампаний.