Иван Хафизов: «Любое фото наличников может оказаться последним…»

 

Ради чего люди путешествуют? Кто-то ищет архитектурные памятники, кто-то осматривает музеи, одни собирают уникальные рецепты, других привлекают вулканы и экзотические животные. А вот Иван ХАФИЗОВ ездит по стране в поисках наличников! Основатель «Виртуального музея наличников» рассказал главному редактору ART-AND-TRAVEL.RU Любови ПУЛИКОВОЙ о том, как появились наличники в России, о фантазии резчиков, борьбе с воровством фотографий и своей новой книге.

 

 

- С какого года существует «Виртуальный музей наличников»?

 

- Я обычно говорю, что с 2007 года. В 2007 году я сфотографировал первый наличник, а сайт был зарегистрирован в 2010 или в 2012 году. Там получилось забавно: я хотел зарегистрировать nalichniki.ru, домен был свободен, а потом пока собирался с мыслями, его кто-то занял! Потому я купил nalichniki.com, ещё я расстроился, что за .com такой – непонятно и долго на нём ничего не делал. Спустя где-то год, начал разбираться, писать заметки, фото выставлять. Потом в Киеве был конкурс «Сайт, изменивший мою жизнь» и для участия в нём нужно было написать историю. Это фактически был конкурс историй. Под это дело я сайт привёл в порядок, загрузил побольше материала, и в итоге на конкурсе я занял первое место и мне вручили Ipad. Наверное, это был всё-таки 2012 год, потому что Ipad в 2010 году еще не было.

Так вот, вскоре после того, как я зарегистрировал сайт, меня нашла женщина, которая попросила сделать ей фотообои с наличниками. У неё муж онколог и им нужен был календарь для их фонда. Так появился наш самый первый календарь с наличниками - 100 экземпляров. Она мне позднее сказала: «Вы знаете, а ваш календарь вручали Нобелевским лауреатам по всему миру!» И я подумал: «Нормально я так первый календарь сделал».

 

Короче, я создал сайт и в течение года жизнь поменялась.  Потом еще я сделал открытки для посткроссинга (Посткроссинг (postcrossing) — проект, созданный для возможности обмена открытками по почте людьми со всего мира – ред. A&T). Фактически это был краудфандинг – я кинул клич в ЖЖ «Кто хочет открытки?», они откликнулись, закинули мне денег, и я напечатал первый тираж в 36 наборов.

 

- А до наличников чем вы занимались? Вы же фотограф?
 

- Да, я - фотограф! Уже снимая наличники, я активно работал фотографом – свадьбы, интерьеры, архитектурная съемка.

 

- Свадьбы - золотая жила. У меня подруга активно снимала, хорошо зарабатывала, но потом бросила, сказав «я больше не могу».

 

- Я где-то сотню свадеб снял. Но первый звоночек у меня был, когда позвонил парень и сказал: «Привет, это – Илья. Ты нам свадьбу в прошлом году снимал». И я понял, что я не помню его. А я гордился тем, что всех помню! У меня всегда всплывало, если Илья, то Марина, если Маша, значит Коля. А тут – не могу вспомнить. Приехал домой, посмотрел архив – действительно есть. Так что решил, что пора завязывать.

 

 

 

- А как вы зацепились именно за наличники? Идея же вроде лежала на поверхности, но, по-моему, ими никто особо не интересовался.

 

- Ну не совсем. Наличники снимал Ханс Крёгер – немецкий фотограф. В 1984 году он снимал их целенаправленно, потому что какой-то городок в Германии стал городом-побратимом Рязанской области или может даже самой Рязани. Крёгер делал коллажи, была даже выставка наличников в Германии и эти фотографии сохранились.

 

- А в России?

 

- Есть такой дизайнер Валерий Акопов. Ему в конце 1980-х годов предложили сделать рекламу окон компании Proma. Акопов в Боровской области отснял больше 100 окон с наличниками и предложил им, а они отказались. И тогда просто выпустил плакат с боровскими окошками. Но об том обо всём я уже узнал позднее, когда стал публиковать свои фотографии и народ мне оставлять комментарии: «О, да ты как Акопов!». Сейчас он – глыба, очень известный дизайнер, даже своё бюро есть.   

 

- Вообще наличники в каком веке появились?

 

- В XVII веке их привезли нам итальянцы. Первое, судя по всему, здание с наличниками было построено еще раньше — это церковь вознесения в Коломенском, которую тоже строили итальянцы.

 

 - И наличники там каменные?

 

- Да! Там как произошло: к нам наличники пришли от итальянцев. А кто их сюда позвал? Знать, знатные люди! Я думал сначала, что первое здание с наличниками – Грановитая палата XV века. Но потом оказалось, что были поздние перестройки и тогда добавили наличники. Еще пример – колокольня Ивана Великого в Кремле.

 

- А в Италии есть примеры?

 

- Есть! В XIII-XIV веке все эти детали уже можно найти, но в России они приобрели другое значение. В Италии, к примеру, не было такого полного обрамления окна. Там какая история: три окна на фасаде, а фронтончиков сверху два, три или пять, и к окну они не совсем привязаны. Просто украшение, которое имитирует фронтон дома, но маленькое. И боковые тяги там – колонки. В каменной архитектуре так можно, а в деревянной так не делают – всё должно быть четко.

В XVII веке и до его конца, окна в России маленькие были. Брали два бревна, у одного вырезали верхнюю часть, у другого - нижнюю и так получалась дырка. В неё вставляли раму и между рамой и срубом образовывалась щель. И получается, что первый наличник – на щели.

 

- Получается, что итальянцы завезли новый архитектурный элемент в Москву. А как он дальше по всей стране распространился?

 

- Итальянцы привозят новый архитектурный элемент, а нас в то время первый романовский стиль возникает – узорочье. Про него мало, кто помнит, правда. Церковь Троицы в Никитниках 1620-х годов постройки – вот первый и очень яркий пример. Храмовая архитектура и стиль узорочье начинает распространяться, становится модным, к тому же бояре начинают строить терема, палаты в подражание царю. Как я вижу ту ситуацию: «царь построил и нам не хуже тоже надо, но из камня-то мы не можем построить, поэтому будем копировать в дереве». И запускается процесс многократного копирования, а в каждой местности был столяр, резчик, который умел вырезать иконостас, да и плотников было немало уже. В итоге эти профессии соединяются и появляются мастера, которые начинают украшать дома. Но процесс развития - нелинейный. Потому что в XVII веке иконостасы совсем не такие как сейчас, резьбы нет. Это были тябловые иконостасы. Фактически тябла – доска – полка, на которой стоят иконы. У доски торец может быть украшен резьбой мелкой, геометрической.

 

К рубежу XVII-XVIII веков появляется «флемская резьба», от немецкого слова Flamm («Пламя») и её приносят сюда белорусы, которые у немцев переняли эту резьбу. Белорусских резчиков часто зовут в Россию, они становятся проводниками иконостасной резьбы, и она постепенно заполняет всё вокруг. И в XVIII веке «флемская резьба» постепенно распространяется, а к середине - концу XIX веке она почти уже повсеместно. Но в этот момент происходит дикое удорожание дерева. На рубеже XVIII-XIX веков, когда активно продолжает строиться Петербург, появляются первые стекольные заводы, которых раньше не было.  Первый завод появился в 1634 году, но он делал в основном только склянки для аптекарей, а второй где-то в 1670-х на северо-востоке Москвы – в Измайлово.

 

Стекольные заводы работают не на угле, а на дереве и когда строят Санкт-Петербург их появляется огромное количество. Так что все эти большие пространства и поля, которые мы сейчас видим проезжая – на самом деле сожженные леса, которые из-за заводов появились. И в начале XVIII века очень дорожает дерево и, следовательно, резьба тоже дорожает! Был даже выпущен указ о запрете тесаного леса. Раньше как делали доски? Бревно пополам – и вот тебе доски, а тут стали появляются пильные мельницы и их продукция - тонкие доски. Хотя из тонкой доски очень трудно резать глухую, объемную резьбу. В середине XIX века появляется резьба пропильная лобзиком. И в тоже время пароходы вытесняют кораблики, которые часто украшались резьбой (присмотритесь к кораблю на картине «Бурлаки на Волге» Репина), надписями «Спаси и сохрани», изображением русалок. Пароходы становятся всё более популярны, а резчикам надо куда-то деваться. Вот они и перекидываются на домовую резьбу.

 

- Наличники зависели от стиля? Или они – явление внестилевое?

 

- Наличники есть и стиля барокко и классицизма, и модерна, и конструктивизма и даже постмодернизма, хотя последнее – это единичные образцы конца 1980-х годов.

 

 

- А были научные фундаментальные научные исследования о наличниках?

 

- В 1984 году вышла кандидатская диссертация Александра Игнатьевича Скворцова, она потом издавалась книгой под названием «Русская народная пропильная резьба». Очень хорошим языком написана книга. Я, кстати, недавно узнал, что Скворцов жив и живет где-то в Рязани. В чем особенность его исследования? Он писал про пропильную резьбу, поэтому там московская, ярославская, владимирская области, но по другим регионам не было исследований. Рязанской и Брянской областей там нет.

 

 Моя книга «Резные наличники: центральный регион» – это художественная литература, это не исследование. Сначала идёт история развития наличников, а в основном – жизненные истории — это 90% книги. То есть я решил сделать в формате презентации – немного текста и картинка. Начиналось с того, что в книге будет типология и каталог, но мне хотелось туда засунуть и житейские истории, потому что никто каталог просто не будет смотреть. Была такая мысль – разворот – это один город, только фото, детали и рассказ, как я был в этом городе. Но потом стало понятно, что так не получится, так как в одном городе сразу несколько видов наличников, а иногда один вид наличников размазан на несколько городов и это всё портит. Поэтому я остановился – один-два типа наличников и истории. Житейская история, рассказанная просто так, и житейская история, рассказанная у домика – различаются. Ты читаешь, и глаз цепляется за картинку.

 

- Куда поехать посмотреть самые заковыристые наличники?

 

- Очень сложно сравнивать. Вот простейший пример: кто делает самый крутой автомобиль? Есть 911 классический Порш, а есть Тесла, но они на разных чашах весов, просто в других пространствах находятся. Один – футуристический прекрасный, и последняя Тесла – треугольник на колёсах.

 

- Ок, куда поехать в Московскую область, чтобы увидеть что-то интересное?

 

- Гжель! На восток от Москвы по Егорьевскому шоссе 100 км. Гжель – это же не населенный пункт, это же деревня, но в самой деревне ничего нет. Это - куст деревень вокруг и их десяток, в которых еще сохранилось полсотни очень красивых домов с интересной резьбой.

 

 

- Основные мотивы резьбы – флоральные, геометрические? А есть изображения животных?

 

- В Ростове Великом Ярославской области есть дракончики.

 

- А почему именно там?

 

- А в конце XIX века там жил мастер, который любил вырезать дракончиков. Еще же это место, где жил народ меря (меряне) в дославянские времена. У них был культ поклонения лягушке, откуда, собственно, и сказка про лягушку. Но вот вы хотите что-то сделать в русском стиле? Где найти вдохновение? Резчики начинают опираться на византийский орнамент из церковных книг или росписи в храмах, легенды, росписи в домах и тп. Ещё в Талдоме и в сторону Тверской области есть дракончики, в Костромской области много ужей, немного грифонов в Касимове. Кстати, очень мало встречается изображений людей. Я где-то семь наличников с людьми знаю. Они очень редкие. В Любиме есть человечки – мужчина и женщина, но достоверно известно, что они со шкафа. Был шкаф в доме гробовщика Смирнова, скорее всего первые два – оригинал, а остальные он сделал копии. В литературе я встречал, что много изображений коней в наличниках, но на деле коней я встречал раза три. Еще реже, чем люди! Это дикая редкость!

 

- Какая-то символика в наличниках всё-таки присутствует?

 

- Кто во что верил, тот наличники с тем и делал. Есть много наличников со звездами, с двуглавыми орлами, с серпом и молотом. Вот в Ивановской области (Шуйский район, деревня Введенье) – там живет мастер-резчик и он до сих пор вырезает наличники. Ворота у него с человечками, которые некоторым кажутся похожими на апостолов или богатырей.

Но он резал, просто чтобы было красиво. Объяснение нужно человеку из города, а там мастер режет, потому что он может, это красиво, и он что-то интересное нашёл в книжке. Типология вся бессмысленна и нужна только нам, чтоб как-то осознать, систематизировать. А резчики не обладали никакой типологией, у них иной тип мышления – ты не видишь ничего вокруг дальше своих 25 км.  Нам это сейчас трудно понять. А раньше – ты туда отвёз заказ на телеге, или по реке сплавил и всё, ты не знаешь, что находится дальше. Мы часто усложняем. Те резчики, с которыми я общался, говорили, что брали рисунки с обоев, один вообще с женской ночнушки перерисовывал узоры и вырезал их в наличниках. Мы сейчас можем изучать ботинки – «о, тут три полосочки», если мы не знаем про культуру – мы инопланетяне, к примеру. Мы можем начать их группировать… но суть-то была не в этом! Было ли это отображением мечтаний человека? Да, было!

 

- То есть наличник – это не просто плод фантазии автора, а еще результат его насмотренности?

 

- Да! И тут следует различать наличники центральных городов Москвы, Рязани, Иркутска, Томска и наличники деревень. Потому что в городах – дома и наличники сделаны архитекторами, которые могли и в Италии учиться, и в Санкт-Петербурге, у них другая культура глаза, они видит правильные пропорции. И почему Гжель я уже называл? Это – деревня, там не было резчика с образованием! Это народное, кучерявое искусство, с арочками, куполами, растительными орнаментами, но где он эти орнаменты взял? Да где угодно! С росписи в храме, с пачки мыла или индийского чая, где были узоры. Самый классический узор – геральдическая лилия. В Казани скажут, что это традиционный татарский тюльпан, в Турции, что турецкий, а это известный византийский узор. Понятно, что все узоры не возникают и не существуют отдельно от других культур, так быть не может, всё пересекается.

- Получается два мира наличников – городской и деревенский…

 

— Это, если мы берем XIX век, то да – городской и деревенский, с другой стороны, купеческий и дворянский. Дворянские усадьбы тяготеют к классицизму, четким линиям, а для купцов дом был способом выпендриться. Есть еще разделение на доходные дома, для которых богатая резьба – это один из способов сдать подороже – их строили артели на заказ, и дома, которые строил себе крестьянин сам. Отдельно нужно рассматривать дома, которые резчик делал себе сам, поскольку это – товар лицом. Во времена НЭПа, в 1920-е годы много деревянных домов строилось с элементами модерна, и это была лебединая песня деревянного зодчества. И еще отдельная история в 1950-е годы, когда паспорта стали выдавать крестьянам в результате маленковских реформ. Тогда в деревне более-менее жизнь налаживалась, отток людей прекратился, и резчики начинают чуть-чуть зарабатывать резьбой. Мастер мог числиться трактористом, сторожем  –  кем угодно, но в свободное время он вырезает из дерева. И как сравнивать их с резчиками XIX века, которые хотели воплотить сказку в жизнь? Это разные вселенные.

 

- Вы сами везде ездите?

 

- Сам, конечно. Сейчас еще народ выкладывает фото наличников самостоятельно на сайте в специальном разделе. Я смотрю на снимки, чтобы потом съездить посмотреть на них вживую, сфотографировать. Любое фото наличников может оказаться последним. У меня так было в Угличе, снял дом хороший, резной. Через год выложил, а мне говорят: «Вспомнил! Его снесли уже»! Притом не разваливающийся дом, вполне целый. Непонятно, зачем они его снесли.

- Я смотрю на каждом снимке копирайт стоит. Часто фотографии воруют?

 

- Люди часто воруют фотографии, так как не считают, что это плохо. Меня это очень удивляет, и я пытаюсь дочери объяснить, что если фильм онлайн выложен, то нужно за его просмотр заплатить, а не смотреть нелегально. Она собирается мультики рисовать. Я ей говорю, хорошо, ты будешь их пытаться продать, заработать, а их украдут. А за счет этого оборота – небольшой платы – человек, который это сделал и существует. ВВП за счёт этого существует в Америке, там всё за всё платят. У нас такого нет, и никто не зарабатывает. Поэтому я везде ставлю копирайт. Правда ни разу в суд еще не подавал. Копирайт я прячу – он всегда есть, но не всегда заметен.

 

Очень забавно находить потом свои фотографии на сайтах с затертыми копирайтами. Кстати, выложить фотку это штраф 10 000 рублей, а затереть на ней копирайт еще 10 000 рублей за каждый снимок. Сейчас можно просто написать в Роскомнадзор и они закроют сайт и разбираться не будут.

- И как запросить фотографию? Написать вам?

 

- Смотря для чего. Я еще кажется никому не отказывал. Народ, кстати, плохо знает законы. Там, например написано, что в обучающих целях можно использовать любое изображение. Меня часто спрашивают учителя, когда пишут письма: «Иван, можно взять фото для презентации?» Для презентации можно, для обучения даже спрашивать не надо. Но для закона нет разницы для блога ты взял фото или для коммерческого использования.

 

У меня был случай, когда грузинская дизайнер - Ака Наниташвили взяла мой коллаж с наличниками и делала с ними платья и футболки. Я ей сначала в личку написал, потом на сайт, но никто не отвечал. Но после того, как мои подписчики ей комментарии в Инстаграме стали писать, она ответила примерно: «Ой я не знала, только сейчас сказали, вообще фотку нашли в интернете и что хочу, то беру». Я написал юристам, они сказали 100% ты выиграешь, но нужно тысяч 100 юристам заплатить. У нас же юристы вперед берут и потом после выигрыша ты получаешь деньги с лихвой. Но через пару недель дизайнер всё убрала из продажи.

 

А узнал об этом случае довольно забавно – я на вечеринке увидел платье на девушке. «Ой, я знала ты любишь наличники, и я одела это платье!», а я такой «Не понял?!». Футболка, кстати, у дизайнера 17 тысяч рублей стоила. Ну напишет мне дизайнер с вопросом «Хотим использовать вашу фотографию. Во сколько это нам обойдется?» Ну если человек не хочет коллаборацию, а просто хочет использовать фото… ну сколько я денег возьму? Ну четыре тысячи, ну пять тысяч рублей. А если еще написать, что мы будем пиарить nalichniki.ru может и меньше возьму, или на фотобанке если посмотреть, то фото других авторов может стоить 700 рублей…Я не понимаю, почему с такими ценами люди продолжают воровать!

Кстати, есть интересный прецедент – фотографию ночной подсветки Эйфелевой башни невозможно продать, её не примет ни один фотобанк! Такие фотографии может продавать только компания, сделавшая подсветку. Она фактически владеет всеми правами на формируемое изображение. Они так сумели защититься. Но это как запатентовать зеленый цвет, мне кажется.

- Каким тиражом издана книга «Резные наличники: центральный регион»?

 

- 2200 экземпляров. Когда я собирался печатать, мне уже пришёл заказ на 200 штук и я добавил их к тиражу.

 

- Краудфандинг был объявлен на Planeta.ru. Сколько там берут процентов за сбор денег?

 

- 10 процентов.

 

- Вас эта платформа устраивает? У вас же есть свой сайт, где можно объявить сбор средств на книгу.

 

- Нет, это из серии как делают торты на заказ и просят перевести на карту деньги, и не писать за что платёж. Или я приезжаю с кассовым аппаратом и человек платит карточкой. Вот представьте количество людей, которые пойдут на это.

 

- То есть платформа краудфандинга избавляет от этого недоверия.

 

- Абсолютно. Там и так достаточно всё криво – человек заключает договор с Planeta и платит ей, но ответчиком служит не создатель платформы, а создатель проекта, для которого идёт сбор. Но при этом забавная история – вот вы отдали планете 10% от 2000 рублей, к примеру, но, если что – вернуть вы человеку должны не 1800, а 2000 рублей. А если я физлицо, то планета удержала и подоходный налог с меня – 13%. Итого – 23%.  Но вернуть я должен 100%. Одному только человеку я вернул деньги, очень странный он был…

 

 

- Первый снимок наличников был сделан в городе Энгельс… А есть ли конечный пункт у «Наличников»?

 

- Я думаю – Саратов. Ну как – от Энгельса до Саратова. Нет, не Саратов всё же. Первая книга у меня про Центральный регион, а вторая будет про Поволжье и тут без Саратова никак. А вообще книжек будет пять.

 

- Прямо-таки многотомное издание!

 

- Я хотел одну книгу сделать, но наличников много в центральном регионе и это была бы очень объемная книжка и стоила бы тысяч 40. Зачем она такая кому нужна?

 

- Печатали в Москве?

 

- В Твери. Я когда еще в 2014 году собирал средства и «Москва, которой нет» сделала расчёт по запросу, где сколько будет стоить печать. Лучшими оказались тверская типография, потом в Литве и в Уфе кажется. Потом мне еще написали, что в Китае можно напечатать и будет гораздо дешевле и по качеству не проиграешь.  Ну если повезет. Но с момента отправки файла и до печати – срок год. А в Твери – 35 дней.

 

- На вашем сайте работает интернет-магазин. Что вы там продаете кроме книги?

 

- Открытки, паззлы, плакаты, футболки, сумки.

 

- А сами наличники?

 

- Мне не нравится разогревать черный рынок, когда их снимают с домов и перепродают. Наличники снимают, продают, понятно, что тот рынок есть. Но если я начну их еще продавать…

 

- Я имею ввиду современные.

 

- Не, это не целесообразно. Они весят по 60 кг, они огромные, резчик берет за них тысяч 50, а за сколько я смогу их продать? За 52 тысячи? Я лучше книжку напишу! В Тутаеве много продают наличников старинных, и если задаться целью, то за неделю можно собрать коллекцию от начала XX века и позже. Мне три наличника так отдали: один с дома Перлова – позвонили, сказали, что разбирают дом и он идёт под снос, другой из Воскресенска и один из Подмосковья. Мне там один мужик говорит: «Ты наличниками интересуешься? Хочешь я помогу снять? Я этот дом на дрова потихоньку разбираю». Наличники огромные, один такой тяжелый был, что я плакал, когда его тащил на 9 этаж. Ни в какой лифт он не входил, конечно. Два метра в высоту и метр двадцать в ширину внутренняя часть.

 

 

- А не думали сделать аудиогид?

 

- Думал, но пока всё банально: как это монетизировать? Времени займет же много и если самому озвучивать – это один бюджет или же стоит привлечь профессиональных актёров? По той же причине я перестал делать ролики на youtube – их все смотрят, они всем нравятся, но 213 подписчиков или около того. И куда это двигать? День снимать, дня три монтировать… наша деревенская жизнь мало кого интересует.

 

- Приносит ли это увлечение доход, который позволяет заниматься только наличниками?

 

- Последний год я ничем больше не занимаюсь. Ну только если друзья попросят – могу им снять свадьбу. Но свадебный сайт закрыл, архитектурный сайт тоже закрыл.

 

- А сколько лет пришлось идти к этой финансовой свободе?

 

- 10-11 лет... 2019 год, наверное, первый, когда я ничем другим кроме музея наличников не занимался. Не сказал бы я, что с самого начала это был конкретно-осознанный путь, но году в 2013 я сформулировал для себя, что хочу заниматься только наличниками.

 

 

Фото: архив Ивана Хафизова, nalichniki.ru