Музей русского импрессионизма открывает выставку «Импрессионизм и испанское искусство». Впервые в России покажут испанское искусство рубежа XIX–XX веков в таком объеме - 60 картин на примере творчества 18 знаковых художников.
Если имена французских художников-импрессионистов обычно называют сразу, то с их коллегами-испанцами дело обстоит сложнее. Музей русского импрессионизма собирается исправить эту ситуацию.
На выставке - картины Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино. Около 60 живописных работ, скульптура и графика из тринадцати ведущих музеев Испании и частных коллекций дополнены двумя картинами из московского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Кстати, французские и испанские импрессионисты были очень дружны. Так, каталонца Пере Видаля де Солареса запечатлел Пьер Огюст Ренуар в картине «Бал в Мулен де ла Галетт» из собрания Музея Орсэ. Испанец здесь - это одетый с иголочки джентльмен в цилиндре, танцующий с любимой моделью Ренуара Марго Легран.
На московской выставке будет показана работа кисти самого Солареса — «Портрет офицера полиции» из собрания Музея истории Барселоны.
С мельницей Мулен де ла Галетт, символом Монмартра, связаны судьбы еще двух художников-друзей — Сантьяго Русиньоля и Рамона Казаса. Вдохновленные импрессионизмом они жили и творили в Париже в начале 1890-х, а вернувшись в Барселону, открыли артистическое кафе «Четыре кота» по образу и подобию легендарного парижского кабаре «Черный кот», где проходили первые выставки молодого Пабло Пикассо.
Художник Игнасио Cулоага, чрезвычайно популярный на рубеже XIX–XX веков, с 1890 года жил в Париже, на Монмартре, и дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, вместе с ними участвовал в выставках, переписывался с Огюстом Роденом.
Любимыми темами Сулоаги были народный танец фламенко, средневековая испанская архитектура и цыгане. В начале ХХ века именно благодаря Игнасио Сулоаге был заново открыты работы Эль Греко, появилась мода на испанскую живопись, собирать которую стали многие художники и коллекционеры, включая Ивана Щукина.
Испанские живописцы, работавшие в импрессионистической манере, были в зоне пристального внимания русских мастеров. Илья Репин неожиданно выделил Мариано Фортуни и писал о нем: «Фортуни поразил всех современных художников. Почетное прозвище «Фортуни» за свою акварельную технику получил во время учебы у Чистякова Михаил Врубель.
Знатокам моды известны «дельфосы» Фортуни – так вот Мариано Фортуни был отцом не менее известного модельера и театрального художника, которого тоже звали Мариано. Фортуни-младший изобрел особый способ обработки шелка, который стал называться «плиссировки Фортуни», его клиентками были Айседора Дункан и Сара Бернар, а в венецианском доме художника сегодня организован музей. На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» будут
показаны этюды маслом Фортуни-старшего: «Дорога вдоль стены», «Улица Гранателло в Портичи», «Пейзаж Портичи».
Наконец, один из самых известных испанских художников рубежа XIX–XX веков —Хоакин Соролья — будет представлен на выставке сразу четырьмя работами, три из которых приедут из Испании: «Скалы в Хавее и белая лодка», «Сорванцы на пляже, Валенсия» и «Купание». Залитое солнцем побережье Валенсии, волны, бьющиеся о берег, резвящиеся в воде дети, рыбаки, выходящие в море под белыми парусами, струящиеся на ветру одежды — вот главные герои картин зрелого Сорольи. Художнику удавалось фантастически точно передавать световые эффекты: блики на листве, светящиеся в воде смуглые тела, складки белоснежной ткани.
Выставка проводится при участии Фонда «Aurea Cultura i Art» и поддержке Посольства Испании в России.
Музей русского импрессионизма
10 октября 2019 года – 26 января 2020 года
Фото пресс-службы музея русского импрессионизма