Гравюра с портретом императрицы Елизаветы Петровны продана за 1 миллион рублей

Аукционный дом «Русская эмаль» представил собрание гравюр Андрея Леонидовича Кусакина.

Торги, с успехом прошедшие 17 декабря  в московском аукционном доме «Русская эмаль» (продано около 75% лотов), стали, безусловно, событием для отечественного антикварного рынка.  

 

Собрание замечательного коллекционера Андрея Леонидовича Кусакина, ушедшего из жизни в декабре 2020 года, достаточно хорошо известно в коллекционерском и музейном сообществе: работы из его собрания не только постоянно участвовали в выставках, но и нередко передавались владельцем в дар музеям. Строгое и изысканное искусство гравюры было только одним из направлений собирательства, которое интересовало Андрея Леонидовича. Сегодня эта часть его коллекции зафиксирована в каталоге аукциона, подготовленном Сергеем Подстаницким (с сохранением каталожных описаний, составленных самим собирателем), и открывающимся очень точной и теплой статьей Елены Юровой и Анны Чудецкой.

 

Несмотря на активность аукционных домов (которая в пандемию только возросла), торги, посвященные исключительно гравюрам, остаются редкостью. Тем более, такие масштабные и такого качества:  на аукционе были выставлены 295 лотов, представляющие в лицах историю государства российского – от царя Ивана Васильевича Грозного (на самом деле, как ни удивительно, его отца, великого князя Василия Ивановича) до императора Александра III. 

 

Аукцион, выстроенный по хронологии, продвигался от эпохи к эпохе, от одного монарха (или члена монаршей семьи) к другому, давая возможность побороться за отличные гравюры работы знаковых европейских и русских мастеров (не только портреты, но и пейзажные гравюры, и интереснейший блок карикатур эпохи наполеоновских войн) – разного размера, времени создания и эстимейтов.

Коллекционеры гравюры проявили исключительную активность – в интернете за торгами следили более 80 человек, около 20 человек присутствовало непосредственно в зале аукционного дома, несколько покупателей участвовали в торгах по телефону. Разумные эстимейты вдохновляли на борьбу – и она шла более четырех часов, с впечатляющим превышением стартовых цен. Например, гравюра «Аллегория царствования императрицы Анны Иоанновны» (1740-е годы. Филипп Георг Маттарнови по рисунку Бартоломео Тарсиа (Tarsia) подорожала со скромных 18 тыс. руб. до 140 тыс. руб. (здесь и далее цены указаны «по молотку»).

В итоге безусловной героиней аукциона стала императрица Елизавета Петровна. Ее великолепный портрет 1761 года, работы Георга Фридриха Шмидта (Schmidt) по оригиналу Луи Токке (Tocque) был продан за 1 млн. руб. при старте 178 тыс. руб.

На втором месте – портрет императора Александра I на набережной Невы (1818 год, Вильям Бромлей (Bromley) по оригиналу Александра Осиповича Орловского), проданный за 750 тыс. руб. при эстимейте 110 тыс. руб.

 

 

Замыкает первую тройку портрет императрицы Анны Иоанновны (1730-е годы, Йозеф Вагнер (Wagner) по оригиналу Джакопо Амикони (Amiconi) был продан за 500 тыс. руб., стартовав с 70 тыс. руб.

Портрет царицы Екатерины Алексеевны (Ок. 1718 года, Яков Хоубракен (Houbraken) по оригиналу Карла Моора (de Moor) ушел к новому владельцу за 320 тыс. руб при эстимейте 53 тыс. руб.

 

А поэтичная гравюра «Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада» (1800 год, Козьма Васильевич Чесский по оригиналу Семена Федоровича Щедрина; лист с посвящением императору Павлу I) из знаменитой сюиты из пяти видов работы  Щедрина была продана за 280 тыс. руб. при эстимейте 75 тыс. руб.

 

Гравюра популярной иконографии с молодым и красивым Петром I (1697 год, Джон Смит (Smith) по оригиналу Годфри Неллера (Kneller) в ходе торгов выросла в цене с 72 тыс. руб. до 220 тыс. руб.

 

Не стоит думать, что интерес покупателей вызывали портреты исключительно «главных героев» русской истории – гравированные изображения царевича Алексея Петровича, императора Петра II, несколько небольших портретов императрицы Анны Иоанновны, императора Иоанна VI Антоновича, принца Антона Ульриха и императора Петра III (короче говоря – вся «эпоха переворотов» бурного русского XVIII века) были раскуплены полностью.

 

Успех этих торгов «Русской эмали» дает надежду, что другие части собрания Андрея Леонидовича Кусакина также могут стать доступны для приобретения на аукционе. В конце концов, это один из традиционных и достойных вариантов судьбы коллекции произведений искусства – когда  произведения, с любовью собиравшиеся одним коллекционером, переходят в руки таких же искренних ценителей, сохраняющих их историю и память о предыдущем владельце.

 

Иллюстрации – сайт аукционного дома «Русская эмаль»