Фарфор в России: истоки и традиции. К 300-летию Дмитрия Виноградова

В музее-заповеднике «Царицыно» показывают лучшие образцы европейского и русского фарфора из своих фондов: всего более 300 экспонатов, многие из них демонстрируются впервые.  

 

Коллекция фарфора в музее сложилась недавно, но стала одной из самых значительных в нашей стране. Здесь можно найти произведения лучших российских фабрик и частных мастеров, а также образцовая продукция европейских мануфактур. Производство в советский период представлено предметами, выполненными на крупнейших заводах РСФСР (Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском) и других республик Советского Союза, большую часть занимает агитационный фарфор, созданный мастерами русского авангарда.

Создатели европейского фарфора — немецкие учёные: математик и философ Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус (1651–1708) и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682–1719). Они экспериментировали с обжигом раз­личных минеральных смесей и в результате в начале 1708 года открыли рецепт фарфора, который стал главным государственным секретом Саксонии.
В 1710 году в городе Мейсен по приказу саксонского курфюрста Августа Сильного была основа на первая в Европе фабрика по произ­водству фарфоровых изделий. К работе на ней привлекали лучших учёных, живописцев
и скульпторов. Логично, что на протяжении второй поло­вины XVIII столетия мейсенская мануфактура занимала лидирующую позицию в производ­стве «белого золота». Российский император Пётр I во время путе­шествия по Европе в 1711 году настолько поразился богатством фарфорового убранства дворца Августа Сильного, что стал активно покупать произведения европейских фарфоровых заводов. Эту традицию продолжили другие российские монархи и аристократы. К концу XVIII века около 40 процентов годовой продукции мейсенской мануфактуры поступало в Россию.

Собственный фарфор в России начали производить в Санкт-Петербурге, на Невской порцелиновой мануфактуре (теперь Императорский фарфоровый завод), которую в 1744 году основала императрица Елизавета Петровна. После неудачи с привлечением иностранных мастеров, дело поручили Дмитрию Виноградову. В результате десятилетних научных исследований и экспериментов он самостоятельно, получил рецепт и наладил производство высококачественного фарфора. Однако по словам куратора Александры Стёпиной расцвет фарфора в России начался в царствование Александра I и продолжился при Николае I. Кстати в декорировании фарфора принимал участие и поэт Василий Жуковский, который "сочинил" романтический герб для супруги Николая I. Александра Федоровна любила рыцарские романы — отсюда и символы: клинок, пронзающий венок белых роз, на синем фоне. Этот герб до сих пор можно найти на постройках в парке Александрия, а так же на предметах сервиза "Коттеджный". 

 

Фарфор на выставке предстаёт как элемент придворного и частного быта. Большое место здесь занимает фарфоровый сервиз (от фр. service, «сервировка», от лат. servire, «обслуживать») — это целостная художественная композиция. Сервизы бывают столовыми, чайными и кофейными; рассчитанными на одну персону («эгоист» и «солитёр») или на двух человек («тет-а-тет»).

Столовые сервизы — вседневные и парадные — самые масштабные и значимые. В Европе парадные сервизы для нужд венценосных особ начинают выпускать на королевских фарфоровых мануфактурах в XVIII веке. Предметный ряд этих
сервизов создавался в соответствии с придворным этикетом, который в большинстве европейских стран ориентировался на правила, принятые при французском дворе. Однако вкусовые предпочтения заказчиков и, конечно, мода влияли
на художественное решение каждого комплекта. 

К примеру, в купеческой среде гостей нередко стали приглашать не на званый ужин, а на чай, и обязательным элементом его был богатый стол. Сервизы в купе­ческом стиле дополнялись розетками для варенья и сухарницами, вазами для фруктов, блюдами - поставцами для пирогов и пирожковыми тарелками. Чашки и блюдца делались достаточно крупные. Подобно тому, как в Средней Азии пьют чай из пиал, некоторые купцы и простые мещане пили его, перелив из чашек в блюдца. И конечно, главным атрибутом чайного стола был самовар.


Более состоятельные купцы старались подражать дворянскому образу жизни, однако представляли они его себе по ­своему: заказывали сервизы с обилием позолоты и многоцветным декором, который мастера выполняли, ориентируясь на пышный стиль барокко, с его интересом к необычным формам и обилию пластических деталей, например завитков и картушей.
Поэтому барочное оформление характерно для большей части продукции фарфоровых заводов, расположенных близ Москвы: Гарднера, Попова и Сафронова. Конечно, такая стилистика никак не соответствовала предпочтениям аристократов: принятый в высшем обществе английский этикет подразумевал приверженность строгому классическому стилю.
Дачная культура, сформировавшаяся в России к концу XIX столетия, совместила более сдержанный дворянский этикет с купеческой хлебосольностью. Теперь уже для всех самовар, сладости и варенье стали неотъемлемой частью чаепития.


Фарфоровые сервизы советского и постсоветского периодов из собрания музея «Царицыно» по художественной ценности
и  исполнению не уступают императорским. Наиболее узнаваемый и известный сервиз  XX века — «Кобальтовая сеточка», созданный художником Анной Яцкевич (1904–1952).
Источником вдохновения для неё послужил сервиз «Собственный» императрицы Елизаветы Петровны, выполненный
Дмитрием Виноградовым в 1756 году. В 1944 году отмечалось 200-летие со дня основания Ленинградского (Императорского) фарфорового завода, и руководство предприятия обратилось к художникам с призывом создать произведения в честь этого знаменательного события. Анна Яцкевич не стала подражать легендарному сервизу Дмитрия Виноградова.
Она выполнила произведение в иной цветовой гамме, с иными пропорциями узора, с декором изящным и сдержанным. Форма предметов была разработана Серафимой Яковлевой (1910–1993) в 1936 году и получила название «Тюльпан». До сих пор  «Кобальтовая сеточка» остаётся одним из самых продаваемых сервизов ИФЗ.
 

Музей Царицыно, Хлебный Дом,

До 11 октября 2020 года