С 17 по 21 апреля в Гостином дворе прошла ярмарка классического, современного и ювелирного искусства «АРТ МОСКВА» - один из немногих проектов, позволяющих оценивать состояние отечественного арт-рынка.
Автор: Нина Пушкова
АРТ МОСКВА возникла в 1996 году, и до 2013 года была полностью посвящена современному искусству; после длительного перерыва (с 2014 по 2021 гг.) проект возродился в 2022 году (переехав из Центрального Дома Художника в Гостиный двор). Сменив место проведения, ярмарка изменила и формат: сегодня АРТ МОСКВА состоит из трех разделов, добавив к contemporary art антиквариат и современное ювелирное искусство, а также некоммерческие проекты. Судя по всему, организатор – компания «ЭКСПО-ПАРК. ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ» – оценил преимущества такой комбинации, безусловно, учитывая, что так работают и крупнейшие мировые ярмарки, такие как, например, TEFAF (Маастрихт) и BRAFA (Брюссель). Всего в ярмарке в этом году участвовали более 250 галерей, антикварных салонов, частных коллекций, ювелирных брендов, институций, работающих с современным искусством и дизайном.
Кроме «совмещения искусств» ярмарка ввела и представительную интеллектуальную программу, без которой сегодня не обходится ни одна международная арт-ярмарка. Её мероприятия охватывали все направления АРТ Москвы: от углубляющихся в историю искусств, таких как «Ars Sacra Nova: от символизма к нонконформизму. Влияние социальных и антропологических процессов на новое религиозное искусство России в ХХ веке» до лекции художника и коллекционера Валерия Дудакова «Коллекции и коллекционер 1960- 70х годов. Как это было?» и лекции коллекционера Бориса Фридмана «LIVRE D’ARTISTE, как самостоятельное направление в искусстве»; от обсуждения профессиональных вопросов в дискуссиях «Возрождение русского ювелирного дела: исторические практики и новые тренды, коллекционная ценность сегодня и в будущем» и «Новая эпоха в сфере арт-журналистики: ТГ-каналы против СМИ» до лекции «Цена искусства или почему испорченная картина Пикассо стоит дороже безупречного полотна Рембрандта?».
Кроме того, ярмарка представила совместный проект-исследование компании «ЭКСПО-ПАРК. ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ» и Государственного института искусствознания «АРТ МОСКВА. Тренды – 2024», посвященный сегодняшнему состоянию российского рынка современного искусства, рынка антиквариата и ювелирного искусства, и рассматривающий наиболее актуальные тенденции международного и российского арт-рынка. Куратор проекта – Инна Пуликова (Государственный институт искусствознания).
За международное сотрудничество в этом году на ярмарке отвечали Китай (проект китайского куратора посвящен переосмыслению реальности в видео-арте) и Корея с выставкой «Цвета Кореи», на которой представлены живопись, фотография, каллиграфия и дизайн одежды – и все это наполнено темами религии, обычаев, практик создания оберегов от злых духов и талисманов для достижения счастья, долголетия и благополучия.
Раздел антикварных галерей традиционно начинался сразу у входа. Конечно, по количеству антикваров-участников это не Российский антикварный салон (который проходит осенью), когда антиквариатом будет наполнен ВЕСЬ Гостиный двор, но и сейчас было на что посмотреть. Особенно повезло любителям ар деко: галерея «Suslov Fine Art» заполнила все свое (немаленькое) пространство произведениями этого последнего «большого стиля», представив коллекцию мебели, а также скульптуры из бронзы и слоновой кости Деметра Чипаруса, Отто Перцеля и других скульпторов, работавших в ту эпоху. Произведения ар деко в такой концентрации нечасто встречаются на нашем рынке. После ар деко интересно было посмотреть стенд «Метрополитан» с европейским и американским искусством первой половины ХХ века. Традиционно присутствовала пара галерей, работающих с искусством Китая и Японии («Samurai» и «Искусство Востока» - у них коллекция японских императорских ваз эпохи Мэйдзи); много декоративно-прикладного искусства (серебро, хрусталь, эмали – в т.ч. от поставщиков императорского двора) в салоне «Кутузовский, 22»; антикварные книги и карты в «Кожаной мозаике»; конечно, соцреализм и – практически его художественное олицетворение – большой натюрморт Александра Герасимова с двумя букетами роз; классическое русское искусство XIX – начала ХХ века было представлено работами небольшими, но весомых авторов: Айвазовский, Суриков, Кончаловский, Васнецов, Маковский. Также были и ставшие традиционными участниками ярмарок анонимные «частные коллекции» - со смешанными, но интересными подборками произведений разных эпох.
Безусловно, печалит исчезающе малое количество русской мебели конца XVIII – первой трети XIX века, красное дерево встречается, карельской березы не видно совсем. Понятно, что причины объективные: много раскупили, картины проще везти на ярмарку, чем мебель, и комфортнее торговать через интернет. А вот бронзовые часы начала XIX века со скульптурными группами появляются – и по более адекватным ценам, чем 10 лет назад.
Про интернет-торговлю нужно сказать особо: она, особенно с учетом активизации онлайн-аукционов и соцсетей, сегодня составляет ощутимую конкуренцию ярмаркам и галереям, присутствие на территории которых ранее было практически обязательным условием успешного антикварного бизнеса.
Можно спросить: «куда ушло изобилие 1990-х годов?» - оно ушло в частные коллекции. И если выходит оттуда, то только за хорошие деньги (особенно, если речь идет о «первых именах»). Отличные примеры этого перемещения можно было найти в некоммерческих специальных проектах АРТ МОСКВЫ, которые всегда дают прекрасное представление о том, что «в принципе» может присутствовать на антикварном рынке.
Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров в честь своего 20-летия представила спецпроект с произведениями из коллекций членов МККААД: тут работы Владимира Боровиковского, Федора Рокотова, Алексея Венецианова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Виктора Васнецова, работы художников русского авангарда: Александры Экстер, Ольги Розановой, а также редкие предметы ДПИ. В проекте «Выбор коллекционера. 1960-е» можно было увидеть замечательную коллекцию художников нонконформистов из собрания Валерия Александровича Дудакова – легендарного, без преувеличения, московского коллекционера и арт-дилера, создателя клуба коллекционеров в Фонде культуры и консультанта мировых аукционных домов. А на спецэкспозиции «Брега Тавриды», приуроченной к 10-летию воссоединения Крыма с Россией – всегда актуальные и востребованные крымские пейзажи XIX-XX веков, созданные художниками-уроженцами Крыма, среди которых есть ученики И. Айвазовского и К. Богаевского. Отдельный – и очень интересный проект – был посвящен тиражной графике (эстампам – гравюрам и иным техникам), с которой начинались многие замечательные коллекции. Надо сказать, что современные гравюры встречаются отличные и по вполне демократическим ценам.
В разделе современного ювелирного искусства при желании можно было найти решительно все актуальные тренды (за исключением цветных бриллиантов) – от технологических экспериментов с совмещением материалов до дизайнерских находок в украшениях с барочным жемчугом.
В разделе современного искусства особое внимание привлекал стенд коллекции Stella Art Foundation, который работает с современным искусством более 20 лет. Интересно наблюдать, как происходит смена игроков на внутрироссийской арт-сцене, где могут появиться новые яркие фигуры, не связанные с «репертуарной политикой» (внутрироссийской и международной) предыдущих десятилетий. И, наконец, самое важное: судя по впечатлениям участников арт-рынка, аудитория современного искусства, частично поредевшая, в основном не только сохранилась, но и пополняется новыми людьми. Аудитория эта располагает средствами, хочет занять свое место в сфере культуры – а значит совершать покупки и создавать коллекции.