Тайную коллекцию нацистского арт-дилера впервые показывают публике

Две выставки, посвященные судьбе коллекции Корнелиуса Гурлитта, под общим названием  «Гурлитт: Досье», открылись в Художественном музее Базеля и в Кунстхалле в Бонне.  На обеих площадках впервые показывают произведения искусства, совершенно случайно обнаруженные в 2013 году в доме простого мюнхенского пенсионера. Чтобы оказаться на музейных стенах, полотна импрессионистов, немецких экспрессионистов, рисунки Буше и гравюры Дюрера проделали долгий путь. И для некоторых из этих произведений музей – еще не финальная точка путешествия.

 

Истории про захваченные и спрятанные нацистами культурные ценности актуальны до сих пор: после окончания Второй Мировой войны минуло уже более 70 лет, а произведения искусства, считавшиеся бесследно исчезнувшими, продолжают время от времени появляться на аукционах. Бывает и так, что уже после торгов, на успешно проданную картину неожиданно предъявляет права музей, в коллекцию которого произведение входило до войны.

О коллекции Корнелиуса Гурлитта стало известно сравнительно недавно, в 2013 году, и  история внезапного «возвращения из небытия» более 1500 шедевров живописи и графики XV-XX веков действительно поражает.

 

 

Лукас Кранах Старший. Младенец Иисус и Иоанн Креститель.  

© Mick Vincenz © Kunstmuseum Bern und Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

За прошедшие десятилетия, никто не поинтересовался наследниками Гильдебранда Гурлитта — одного из четырех арт-дилеров, которые были выбраны нацистами для продажи за границу произведений, собранных конфискационным комитетом. Гурлитт-старший во многом определял судьбу произведений, которые нацисты конфисковывали у владельцев-евреев, а также картин, которые считались «дегенеративными», не подходящими для немецкой культуры и подлежали уничтожению (правда, позже нацисты поняли, что «дегенеративное искусство» гораздо выгоднее не уничтожать, а продавать). Гильдебранд Гурлитт обладал отличным художественным вкусом и имел собственное мнение по поводу политической ситуации в Германии – и часть картин осела в его собственной коллекции, которую он вполне легально начал собирать еще до войны.

 

 

Франц Марк. Сидящая лошадь. 1912 год.

После смерти Гильдебранда Гурлитта его единственный сын и наследник Корнелиус Гурлитт, учившийся на искусствоведа в Кельнском университете, и зарекомендовавший себя как неплохой реставратор живописи, ни с кем особенно не сближался, жил уединенно, изредка выезжая к знакомым арт-дилерам, чтобы продать картину из собрания отца и получить средства для жизни. Только случайность помогла обнаружить эту, тщательно скрываемую  коллекцию, в которую входили произведения лучших мастеров европейского искусства. В очередной раз возвращаясь на поезде из Швейцарии в Мюнхен после продажи небольшой работы, Гурлитт был выбран таможенниками для рядового досмотра на границе. У него было обнаружено 9000 евро наличными – сумма, в общем небольшая, и она не превышала допустимый лимит для провоза наличных, но Гурлиттом заинтересовались, посчитав, что он, возможно, уклоняется от уплаты налогов. Чиновники решили проверить официальную информацию о пассажире, и сильно удивились – оказалось, что этот человек никогда официально не работал, медицинской страховки не имел и, несмотря на его почтенный возраст (почти 80 лет), о нем ничего не слышали социальные службы.

 

 

Огюст Роден. Данаида. Бронза. 1885 год. 

© Mick Vincenz © Kunstmuseum Bern und Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Достаточно быстро получив ордер на обыск квартиры Гурлитта в Мюнхене представители власти и обнаружили первую, самую значительную часть произведений. Никто не подозревал, что в доме одинокого, скромно живущего пожилого человека окажется 1280 работ первоклассных мастеров, среди которых живописные картины Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне, Огюста Родена, Марка Шагала, Эмиля Нольде и Макса Либермана, Пабло Пикассо, Эдуарда Мане, Густава Курбе и Поля Сезанна. Позднее, в его домике в Зальцбурге было обнаружено еще 238 работ. Общая стоимость коллекции по предварительным оценкам превышает $1,35 млрд.

 

 

 

Георг Гросс. Уличная сцена. 

Судя по всему, для Гурлитта коллекция была сродни золоту, которое охраняет сказочный дракон. Лишившись своих сокровищ, он умер меньше, чем через год в мае 2014, но написал завещание, согласно которому вся коллекция отходит в Музей изобразительных искусств Берна. Однако, может ли человек завещать коллекцию, собранную из произведений, происхождение которых туманно и, возможно, связано с нацистскими преступлениями? В Берне решили, что примут лишь те полотна, которые попали в коллекцию Гурлитта законным путем, а в случае установления личностей первоначальных владельцев картин, они будут переданы их законным наследникам. К тому же Гурлитт хранил свои картины в двух странах, законы которых различаются. В Германии, например, действует ограничение в 30 лет по искам потомков тех, у кого было украдено искусство.

 

 

Камиль Коро. Воспоминание о Пьерфоне. 1865-1870.

Пока до завершения истории Гурлитта еще очень далеко, часть коллекции все-таки решили открыть для публики и выпустить к выставке подробный каталог, рассказывающий о судьбе коллекции и проведенной работе.

Несмотря на навыки реставратора, Корнелиус Гурлитт просто физически не мог обеспечить сохранность такой масштабной коллекции, которая сравнима с собраниями мировых музеев. Так что для выставки реставраторам пришлось долго работать, чтобы снять не один слой потемневшего лака и устранить повреждения, возникшие из-за неправильного температурного режима и сырости.

 

На выставке «Гурлитт: Досье. Дегенеративное искусство, конфискованное и проданное» в Берне, показывают около двухсот работ, изъятых нацистами из немецких музеев, среди них — Отто Дикс, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Август Маке и Отто Мюллер.


С 02.11.2017 – 04.03.2018
 

А выставка в Бонне «Досье Гурлитт. Нацистская кража искусства и ее последствия» на примере 250 работ разных эпох и жанров (тут и итальянские пастели XVIII века, и портреты, написанные Густавом Курбе), рассказывает об истории еврейских семей, подвергшихся преследованиям и беспрецедентной краже произведений искусства приспешниками Гитлера.

 

С 3. 11. 2017 - 11. 03. 2018