Щукин. Биография коллекции

Любовь Пуликова

 

О собрании купца Сергея Щукина известно достаточно много, но только сейчас, спустя 70 лет, национализированная и разделенная в 1948 году между московскими и петербургскими музеями коллекция, воссоединится на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

Фабрикант, продолживший дело отца и сколотивший капитал на ситцевых тканях, был далек от искусства.

Любовь к французским художникам испытывал сначала его брат - Иван, а затем и Пётр, активно покупая их картины. Они, на ряду, с третьим братом - Дмитрием, выступают полноправными участниками выставки.

 

О коллекции Ивана известно лучше из каталога продажи его собрания - не все вещи были безупречными - часто он становился жертвой недобросовестных арт-дилеров.  Постоянные траты и последующее банкротство вынудило Ивана Щукина покончить жизнь самоубийством. Из его коллекции на выставке замечательный Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина" 1576-1577 гг., Эдуард Мане "Портрет Антонена Пруста", "Сирень на солнце" Клода Моне и портрет самого Ивана Ивановича Щукина кисти Игнасио Сулоага.

Дмитрий интересовался искусством старых мастеров - голландские живописцы XVII века, натюрморты Питера Класа и Виллема Калфа, галантные сцены XVIII века Никола Ланкре, архитектурные фантазии Франческо Гварди. Дмитрий Щукин заранее решил, что оставит своё собрание Румянцевскому музею и еще до революции стал передавать туда картины.

Собрание Петра Щукина, создателя музея "Российских древностей" сейчас находится преимущественно в Историческом музее. Старинные купеческие серьги, ткани, ключи, табакерки, исторические реликвии  - его коллекция была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала насмешки у современников.

Сам Сергей Щукин проникся коллекционированием уже в зрелом возрасте - ему было более 40 лет, что не помешало ему создать одну из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма, охватывающую главные художественные течения конца XIX – начала ХХ века.

 

Выставка "Щукин. Биография коллекции" занимает почти всё пространство основного здания ГМИИ -  более 450 произведений: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные материалы; среди них около 150 произведений живописи и скульптуры из коллекции Сергея Щукина, в том числе картины К. Моне (13 работ), П. Сезанна (7 работ), П. Гогена (13 работ), А. Матисса (24 работы), П. Пикассо (24 работы), А. Дерена (13 работ) и А. Руссо (5 работ).

Сергей Щукин стал покупать произведения импрессионистов с 1898 года, положив начало собранию, которое вошло в мировую историю искусства. Его интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, ещё не имеющих признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX и ХХ веков. 

Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников.  Его дочь вспоминала, что "впервые видя понравившуюся картину, отец испытывал безотчётное возбуждение и брал картину не раздумывая"

 

В коллекционировании Щукин шел против общепринятых вкусов. Начав покупать  достаточно традиционные пейзажи, он перешёл к более радикальным полотнам и менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. 

В "Белом зале" всего одна картина - "Танец" Анри Матисса, которую заказал молодому художнику сам Сергей Щукин. Колорит и композиция картины сначала показалась ему слишком вызывающими, да и публика откровенно смеялась над ней, отчего коллекционер даже не хотел забирать её, однако потом вернулся к своему первоначальному замыслу и
разместил панно в особняке на самом видном месте – на лестнице. Собирая произведения  Матисса, Щукин стремился следовать логике самого художника и выбирал лаконичные и новаторские вещи: «Игра в шары» (1908), «Красная комната» (1908), «Нимфа и сатир» (1909). Благодаря Сергею Щукину в России находится уникальная коллекция раннего Матисса – московскому купцу принадлежало 37 живописных произведений мастера. 

Каждому новому художественному увлечению Сергея Щукина отведен отдельный зал. Первую работу Пабло Пикссо Щукин приобрёл в 1909 году, а к 1914 году их было уже 50! Но коллекционер был привередлив - покупая "голубой", "розовый" период и кубизм, он совершенно игнорировал другие работы художника. 

 

Таитянские картины Гогена - всего 16 полотен, развешанных рядом, производили впечатление монументальной фрески.  Критик и искусствовед Яков Тугендхольд, составивший каталог коллекции С.И. Щукина, назвал эту инсталляцию «гогеновским иконостасом». В ГМИИ решили повторить эту плотную развеску - да, смотрятся при этом картины Гогена иначе.

Не обошел вниманием Щукин и Клода Моне и других импрессионистов После приобретения первой импрессионисткой работы в 1898 году («Скалы в Бель-Иль» Клода Моне) на протяжении шести лет Щукин покупал картины представителей
этого направления и собрал в общей сложности более 50 первоклассных полотен Огюста  Ренуара, Эдуарда Дега, Камиля Писсаро. Вместе с ними экспонируются и картины символиста Пюви де Шаванна.

В 1912 году Сергей Щукин приобрел полотна художника-самоучки Анри Руссо, которым восхищались парижские авангардисты. Он стал последним увлечением коллекционера, значимость работ которого Щукин разглядел задолго до того, как его «распробовали» европейские коллекционеры и публика. Щукин застал его творчество в самую яркую и интересную эпоху. Приобретения работ Дерена в 1913–1914 годах были сделаны на излете формирования коллекции. Начало Первой мировой войны и последующая эмиграция Сергея Ивановича во Францию положили конец его
собирательской деятельности.

 

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание, Волхонка, 12

 

С 19 июня — 15 сентября 2019