Российский Антикварный Салон в Гостином дворе

Илья Репин «Натурщица». 1920-е.  Антикварная галерея «Петербург»

 

Инна Пуликова

 

27 ноября в московском Гостином дворе (в первый раз в этом пространстве) открылся 45 Российский антикварный салон. Эта арт-ярмарка – единственная и, без преувеличения, знаковая для отечественной «антикварной отрасли экономики» – вынужденно, сопровождаемая апокалиптическими предсказаниями, выехала из Центрального дома художников, поглощенного Третьяковской галереей. Что получилось в итоге? Традиционный Антикварный салон условно разделился на два мероприятия, которые проводит все та же команда компании «Экспопарк  Выставочные Проекты». Первое (с привлечением иностранных участников, включением ювелирных рядов и раздела contemporary art) под названием RAAF (Russian Art & Antique Fair) уже дважды вполне бодро прошло в Манеже.

И вот второе, сохранившее привычный бренд – Российский антикварный салон – разместилось в пространстве Гостиного двора, где по соседству есть две большие (хотя и не недешевые) парковки – около ГУМа и в Зарядье.

 

Гостиный двор плотно заселили около 200 стендов российских участников. Сразу от входа с Ильинки начинается территория антикварных галерей с классическим искусством XVI–ХХ веков. Постоянные посетители Антикварного салона в ЦДХ поймут, кого там можно увидеть, если я напишу просто – это галереи «из VIP-зоны второго этажа», то есть ведущие галереи, давно работающие на рынке, у которых нередко можно найти действительно достойные произведения.

Галерея «Наше наследие» встречает гостей Салона цветочной композиций «Серп и молот» и тематической экспозицией «Послевоенный ОСТ», посвященный художникам, входившим в объединение «Общество станковистов», среди которых –  Юрий Пименов, Георгий Нисский, Александр Дейнека, Александр Лабас, Александр Тышлер.

 

Галерея «Наше наследие»

В «Антиквариате на Патриарших» есть полотно Станислава Жуковского с интерьером усадьбы Кусково (одна из четырех картин 1917 года, посвященных Кусково, которые помогли убедить комиссию Наркомпроса сохранить эту московскую усадьбу) и портрет императора Павла I в младенчестве.

 

Галерея «Веллум» назвала свою экспозицию «Женщины в искусстве и искусство женщин» - тут есть и работы известных художниц Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой и образы женщин, созданные Филиппом Малявиным «Молодая баба на фоне церкви» и Карлом Беггровым «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто». Солидного размера полотно, с двумя прекрасными героинями античной мифологии в лесном пейзаже (1859 г.) оценено в 40 тыс. долл.

На стенде Valentina Gallery – впечатляющая коллекция мейсенского фарфора XIX века, где стоимость пары внушительных «экзотических птиц» находится в диапазоне 12-18 тыс. долл. Отдельного внимания заслуживает их сосед – восседающий на козле нарядный «Королевский портной», тоже фарфоровый (1855-65 гг.).

 

Наталья Гончарова после эмиграции во Францию создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в том числе испанских платьев для балета «Болеро» Брониславы Нижинской. В 1920-е годы Гончарова сотрудничала с известными кутюрье: Коко Шанель, Надеждой Ламановой и модным домом Mybor Марии Куттоли. Рисунки Гончаровой (эскизы костюма испанки 1920–1940-х гг. и вечернего платья «Иерофанта», 1920–1930-х годов) можно найти на стенде галереи «Элизиум».

 

На стенде галереи «Русская усадьба» кроме традиционно высококлассной коллекции мебели сразу обращает на себя внимание гигантское историческое полотно Гавриила Горелова (1947 г.) с храмом Василия Блаженного –  «Освобождение Москвы от поляков».

В галерее «Коносьер» работа Александра Самохвалова «В саду» (1930 г., холст, масло) оценена в 50 тыс.долл., а акварельный «Портрет девушки» (1930 г.) Владимира Лебедева – в 30 тыс.долл. В галерее Kore цены на картины Леонарда Туржанского и Петра Петровичева находятся в диапазоне 15-45 тыс.долл.

 

 

Стенд галереи аукционного дома «Совком» практически полностью занимают два крупноформатных полотна, одно из которых, «Открытие Волго-Донского канала» (1952 г.) Петра Кривоногова продается за 50 тыс.долл., а второе – «Переход через Сиваш» (1932 г.) Георгия Савицкого выставлено на аукцион 29 ноября (но купить его можно за 80 тыс.долл.). 

 

В галерее «Альтруист» обращают на себя внимание пять монументальных декоративных панно, созданных Михаилом Яковлевым в 1913 году, и посвященных истории Древней Руси, - составивших тематическую выставку «Русский стиль».

Искусство Востока на салоне представлено одноименной галереей, у которой есть очень интересная коллекция японского декоративно-прикладного искусства периода Мэйдзи (1868–1912), а французское художественное стекло эпохи модерн можно найти в галерее «Инартэкс».

 

По левой стороне пространства Гостиного двора расположился «Арт&Дизайн квартал», с галереями, представляющими современную и модернистскую мебель и дизайн. На стенде  «Heritage International Art Gallery» две интересные работы Тараса Желтышева – зеркало «Portal» (2019 г., медь, бук, тираж 1/12, специально для Mrs Ruby Collection) и кофейный стол Focus (2019 г., мрамор, бук, кото, специально для Mrs Ruby Collection) оценены в 14 тыс.евро и 12 тыс.евро соответственно.

 

В центре экспозиции галереи «Тираж 1/1» (Tirage Unique) изящная кушетка работы Валентина Лёлльманна (Маастрихт) из формованной меди ручной работы и полированного ореха, оцененная в 30 тыс. евро. По соседству – в галерее «Арт-Союз» полная экспрессии скульптурная композиция Даши Намдакова «Движение/Flow» стоит 120 тыс. долл.

 

После зоны «классического антиквариата» пространство Гостиного двора пересекает «ювелирная улица» с галереями, представляющими современные отечественные ювелирные бренды. На этой же улице можно найти скамейки, чтобы отдохнуть – увы, их по традиции не хватает. Там же, в конце «ювелирной улицы» можно найти буфет. Еще два небольших буфета (ассортимент попроще, скорость обслуживания повыше) можно обнаружить, если идти по правой стороне Гостиного двора.

 

Если перейти ювелирную улицу, то можно узнать ответ на вопрос, обсуждавшийся в арт-сообществе перед Антикварным салоном – что будет с участниками Салонов, выставлявшимися на 3 этаже ЦДХ? Традиционно это пространство занимали антикварные галереи, предлагающие менее громкие имена и более гуманные цены, а также появившиеся в последнее время на Салоне продавцы качественного винтажа. Тематические экспозиции там встречались редко, развеска была преимущественно шпалерная, полки ломились от серебра и фарфора и понимающие люди всегда подробно изучали эту территорию: вероятность совершить интересную находку была высокой. Да, в Гостином дворе нашлось место для этой категории антикваров, но их стало гораздо меньше. Не хватило площадей или отпугнула цена аренды? В любом случае хочется надеяться, что антиквары, работающие с относительно недорогими вещами, останутся частью антикварной ярмарки.

Некоммерческие проекты давно стали обязательными на Российских антикварных салонах. На этот раз такой проект – выставку «Тренды коллекционирования в России» представляет Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД), отмечающая 15-летний юбилей. Здесь более 50 произведений из частных коллекций, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в нашей стране. Это музейного уровня российское искусство: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, живопись советского периода и нонконформистов и, отдельно – европейское искусство.

 

В программе 45-го Российского Антикварного Салона запланированы юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, лекция «Трехликие Троицы: история парадокса» Сергея Зотова, соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье», конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России», и дискуссия «Искусство в интерьере не роскошь, а необходимость. Как эффективно взаимодействовать всем участникам арт-рынка» и дискуссия «Антиквариат, коллекционный дизайн и современное искусство в коллекциях».