Пандемия в чём-то пошла на пользу отечественным музеям, которые стали всё больше показывать свои фонды. Новая выставка «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина» впервые показывает . керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже. На выставке показано более 70 работ, среди которых – декоративная керамика Мориса Дени и фовистов из собрания Ивана Морозова, малотиражные произведения, созданные Пабло Пикассо в керамической мастерской «Мадура» в Валлорисе, шпалеры Жана Люрса и Фернана Леже, а также крайне редкие текстильные панно Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар деко.
Для художников керамика стала органичным продолжением их творчества: выбор изобразительных мотивов, ритмическое построение композиций, особенности палитры и характерный мазок - в каждом из предметов хорошо видна авторская индивидуальность. Так, Пабло Пикассо и Фернан Леже заявляли, что свою керамику они хотят видеть не в музеях, а в домах и на рынках или, как Пикассо сказал в одном из интервью, «увидеть женщину, идущую за водой к фонтану с одним из моих кувшинов».
Одновременно с малотиражными произведениями Пикассо и Леже а выставке показывают предметы, приобретенные в начале XX века знаменитым коллекционером Иваном Морозовым. Фаянсовые вазы с живописными композициями Мориса Дени, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Жана Пюи являются самыми необычными произведениями в его собрании. Их относят к так называемой «аньерской школе» (франц. – l'école d'Asnières), которая объединяет французских художников разных направлений, с 1906 по 1911 годы работавших в мастерской керамиста Андре Мете (1871–1920) в Аньер-сюр-Сен.
В 1906 году парижский торговец искусством Амбруаз Воллар обратился к нему с необычным предложением – наладить производство фаянса, который бы расписывали живописцы новых направлений. Целью этого эксперимента, помимо ожидаемого коммерческого успеха, была еще и адаптация нового художественного языка к вкусам широкой публики. Керамика фовистов оказалась наиболее успешной частью эксперимента Воллара. Ограниченность и яркость палитры эмалей, открытость этих художников к традиционным формам искусства и редкая для них возможность попробовать себя в качестве орнаменталистов делали этот вид творчества особенно привлекательным.
Анри Матисс также начинал работать в керамике в мастерской Андре Мете. Однако затем он надолго оставил этот жанр и вернулся к глине только в конце своего творческого пути. В музейном собрании находятся три работы Матисса, относящиеся ко второму, последнему керамическому периоду. Художник жил в это время на Лазурном Берегу, где в конце 1940-х годов начался мощный всплеск интереса к этому древнему ремеслу. Здесь открывались все новые керамические мастерские, в этом материале пробовали себя многие современные живописцы, приезжающие на юг. Керамика интересовала Матисса прежде всего как материал для монументальной росписи. Центральным произведением тех лет стала спроектированная им маленькая капелла Чёток монастыря доминиканок в Сен-Поль-де-Ванс, которую он назвал «конечной целью всех трудов своей жизни».
Керамика интересовала Матисса прежде всего как материал для монументальной росписи. Центральным произведением тех лет стала спроектированная им маленькая капелла Чёток монастыря доминиканок в Сен-Поль-де-Ванс, которую он назвал «конечной целью всех трудов своей жизни».
Живописец Рауль Дюфи много работал как дизайнер тканей эпохи ар деко. Приходом в декоративное искусство Дюфи обязан кутюрье Полю Пуаре, для которого Дафи создал серию настенных композиций, в которую входит и "Охота". Панно сделано в комбинированной технике - растительный бордюр набит с доски, а основное изображение расписано по трафарету, некоторые детали написаны от руки.
В ГМИИ находится единственная шпалера Жана Люрса "Рекрут ста деревень" 1947 года, поступившая из фонда расформированного в 1953 году выставки "Подарки И.В.Сталину от народов СССР и зарубежных стран". Соавтором Люрса стал художник-график Кристиан Делорм, создавший замысловатую надпись, иллюстрирующую одно из стихотворений Луи Арагона.
20 апреля – 20 июня 2021
Пресс-показ: 19 апреля 2021, 12:00
Место проведения: Галере