С 15 по 26 апреля 2025 года аукционный дом «Художественный» – один из самых активных игроков на рынке русского искусства – проведет в Москве предаукционную выставку уникальных русских икон и церковной утвари XVI – начала XX веков из частных собраний. Всего на торги 26 апреля выставлено 114 лотов с общей стартовой оценкой 100 миллионов рублей. Начальная стоимость лотов находится в диапазоне от 50 000 до 8 500 000 руб.
Многие из этих произведений будут впервые представлены на открытых аукционных торгах. Среди топ-лотов аукциона – иконы XVI века, которые являются большой редкостью, как на российском, так и на международном антикварном рынке. Обращает на себя внимание редкая подборка икон с частицами мощей и крестов-мощевиков. Эксперты, проводившие исследование коллекции, собранной аукционным домом «Художественный» для торгов 26 апреля 2025 года, отмечают её исключительно высокий художественный уровень.
Директор аукционного дома Андрей Никольский: «Мы гордимся тем, что московские коллекционеры доверили нам продажу своих сокровищ. Мы надеемся, что эти уникальные произведения искусства перейдут в руки новых коллекционеров, которые так же хорошо понимают их ценность. Мы устраиваем предаукционную выставку, на которую может прийти любой желающий, так как для нас важно дать возможность всем увидеть шедевры, пока еще доступные для показа».
Топ-лотом аукциона станет храмовая икона - «Воскрешение Лазаря», созданная в начале XVI столетия, предположительно ростовским мастером. Начальная стоимость - 8 500 000 рублей.
Икона «Воскрешение Лазаря» входила в состав праздничного иконостаса достаточно крупного храма. Эксперты отмечают, что «Воскрешение Лазаря» близко к тому же иконографическому образцу, что и икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, а также иконы Кирилло-Белозерского монастыря, а в стилистике этого произведения заметно влияние прославленного мастера Дионисия. Традиционно считается, что икона «Воскрешение Лазаря» способна исцелять неизлечимые болезни и являть чудеса.
Вызывает восхищение великолепный эмалевый венец иконы «Богоматерь Казанская» в серебряном окладе и ризе. Икона имеет музейное значение и оценена в 7 500 000 руб. Лик Богоматери написан в академической манере, принятой в церковной живописи конца XIX века; сама живопись отличается тонкостью и тщательностью исполнения, характерной для дорогих заказов. Оклад (1899 –1908 гг.) относится к значимым произведениям, созданным на заказ в начале XX века в московской мастерской Алексея Заваркина.
Также на торги представлена удивительная икона «Святой апостол и дьякон Прохор», середина XVIII века, Ярославль (старт – 850 000 р.). Первоначально икона – это алтарная дверь, поэтому её высота составляет почти 2 метра. Особенность ярославской школы иконописи – умение работать с крупной монументальной формой и декоративностью. Одеяние святого апостола и дьякона Прохора с цветами в изысканной розово-голубой гамме восхищает своим изяществом и богатством.
На иконе «Святой великомученик Феодор Стратилат», которая относится к последней трети XVIII века (старт – 350 000 руб.) изображен один из самых уважаемых святых покровителей русского воинства. Святому Феодору молятся о помощи в укреплении веры; отправляясь на службу, воины просят его благословения и защиты, заключенные обращаются к нему с просьбой о прощении грехов и скором освобождении. По изящной манере письма икону, в которой чувствуется влияние западноевропейской живописи, можно отнести к Палехской школе или работам ярославских мастеров.
Еще один топ-лот – двусторонний выносной крест, созданный мастерами Строгановской школы в Сольвычегодске в конце XVI – первой половине XVII века (с серебром, басмой, гравировкой и золочением). Стартовая стоимость лота – 3 200 000 руб. Это произведение редкой иконографии (на лицевой стороне изображен распятый Христос, а на обороте – Спаситель Второго пришествия), появившейся в конце XVI века и впоследствии популярной у старообрядцев, с их интересом к теме Апокалипсиса. Спаситель Второго пришествия изображен в рост с распростертыми в стороны руками, сжимающими развернутые свитки с евангельскими цитатами. Положение его рук напоминает о крестной смерти, но это не распятый Христос, а возвращающийся в мир для совершения Суда. Такие, сверкающие серебром и позолотой выносные кресты, выносили во время крестных ходов. Исторически они связаны с процессионными византийскими крестами, роскошью императорского двора, и утверждали новый статус русского государя Ивана IV, именовавшегося книжниками «новым Константином». Крест экспонировался на выставке «Иконописные шедевры XV– XVI веков из частных собраний Москвы. Новые открытия» в Музее русской иконы (2022) и был опубликован в каталоге.
Предаукционная выставка: с 15 по 26 апреля 2025 года с 11 до 19 часов.
Аукционный дом «Художественный».
Москва, Большой Овчинниковский переулок дом 24 строение 1.