Дети отправились в космическую одиссею

 

10 сентября полсотни детей отправились в открытый космос. Полетали на МКС. Создали личную галактику и назвали каждую из звезд и планет своим именем. Одну заселили смешными и добрыми жителями. На другой оставили послание иным цивилизациям в виде арт-объектов из фольги и керамики. И даже преобразовали целую Вселенную газовых гигантов с помощью современного искусства. Вся эта космическая фантастика развернулась в парке детского реабилитационного центра для детей с пороками сердца, ведь здесь открылась выставка социально-художественного проекта «Другая Атмосфера». 

 

 

Эти ребята приехали в больницу имени Бакулева из разных уголков России. Кто-то пережил сложную операцию на сердце, кто-то уже привык жить с кардиостимулятором и проходит здесь ежегодные обследования и процедуры. Некоторые не могут говорить, другие ходить. Но все они, как любые другие дети на планете, любят фантазировать и играть. Весь август и сентябрь художники вместе с юными пациентами детского реабилитационного центра при клинике имени А.Н. Бакулева играли в космос.  

 

 

— Космос — это не только далекие планеты и галактики, он внутри нас, он в каждом и везде. Только задумайтесь: мельчайшие части атомы устроены точно так же, как Солнечная система. Планеты притягиваются к Солнцу и движутся вокруг него, так же и электроны в атоме движутся вокруг ядра, удерживаемые силами притяжения к нему. Творчество — такой же феномен космического масштаба и лучший инструмент познания мира, — рассказали кураторы проекта «Другая Атмосфера» Мария Москвичева и Дмитрий Гражевич ребятам перед запуском в открытый космос современного искусства.  

Эту идею ребята постигали на практике, с помощью разных художественных стилей и собственной фантазии. В первое космическое путешествие они отправились вместе с Инессой и Рашидом Азбухановыми, чей стиль искусствоведы именуют метасимволизмом. Художники, вслед за Пифагором, уверены, что мир построен на божественной геометрии, они создают свои резные работы по дереву, будь то шифрованные абстракции или иконы, с помощью такого сакрального «языка элементов». Для проекта «Другая Атмосфера» супруги и соавторы смастерили деревянную сферу, на орбитах которой расположены планеты и звезды. Каждую можно снять, расписать, дать имя и вернуть на орбиту. Именно этим и занялись дети на мастер-классе «Личная Галактика». 18 участников разукрасили свое небесное тело и назвали по-своему («Любовь», «Вжик», «Планета Ромашек»), не забыв расцветить и саму сферу. А потом интерактивная инсталляция повисла, словно в невесомости, в парке центра — на выставке современного искусства. 

Таких «учебных полетов» было еще три. На одном из них дети смотрели авторские мультфильмы, созданные авторами из разных стран от 3 до 25 лет. Эта анимация участвовала в этом году в космическом фестивале Гагарин.doc, который проводится в Саратове, где учился на литейщика Юрий Гагарин. На саратовской земле он совершал свои первые полеты и здесь же приземлился после главного. Под впечатлением от авторской анимации дети рисовали свои сюжеты — придумывали личные космические истории акрилом на бумаге. А затем все рисунки попали в «Прозрачную галерею», которая развернулась между деревьями в парке ДРЦ. Под разноцветной прозрачной пленкой эти истории сложились в одну большую искреннюю картину мира.  

 

 

Интерактивная инсталляция напоминает треугольник, построенный по формуле «золотого сечения» — пропорциональной формуле, которая повсеместно встречается в природе и применена в великих произведениях искусства. На второй стороне «Прозрачной галереи» разместились работы, «написанные» пластилином по черной и белой бумаге. Рисовать можно не только кистями и красками, есть миллион методов творить: важно не как и что, важен сам процесс, напутствует «Другая Атмосфера». Дети без труда, интуитивно уясняют и применяют этот урок. Космос из пластилина получился выпуклый — каждую историю можно не только «прочитать», но и потрогать. Вот 10-летняя Виолетта придумала планету Пончик, вокруг которой живут рыжие котики-инопланетяне. Проголодавшись, откусывают кусочек сладкого небесного тела, а тот не убывает — это самовозобновляемый ресурс. А 14-летний Андрей слепил космическую электростанцию, которая освещает весь космос, здесь работает инопланетянин Вася. «Он летел со своей работы после корпоратива и попал в черную дыру, но за ним уже прибыли спасатели», — рассказывает автор. Есть в «Пластилиновом космосе» и планета-бублик, звезда-леденец, и даже межгалактический снитч. И невозможное возможно, понимают юные художники, создавая свой тактильный мир. 

Третья сторона «Прозрачной галереи» занята понятными абстракциями, которые юные художники рисовали под впечатлением от новой работы известной авангардистки Клары Голицыной, созданной 92-летней художницей специально для проекта. Полотно называется «Признание». Из нескольких элементарных геометрических фигур, которые часто встречаются на картинах Малевича или Кандинского, сложена простая история о любви под названием «Признание». Мальчик стоит на коленях перед девушкой с шариком в руках. Участники мастер-класса, глядя на картину, создали свое признание цветам, деревьям, ветру, солнцу — самым естественным и живым вещам в нашим мире, которые, если вдуматься, и есть главная тайна Вселенной.   

 

На открытии выставки детей, родителей и сотрудников медцентра ждали не менее астрономические арт-активности. Абстракционист Игорь Щербина придумал, как построить Международную космическую станцию в парке. Он рассказал участникам об исследовательском комплексе, показал его фотографии, а затем раздал деревянные панели, которые дети раскрашивали в яркие цвета с помощью валиков. В каждой из них вырезаны люки. Так что, зайдя в получившийся орбитальный арт-объект, можно почувствовать себя настоящим космонавтом и сделать фантастические фотки на память.  

На соседней полянке появилась еще одна внеземная инсталляция под названием «Земля-Воздух». Здесь вдруг «выросла» отдельная звездная система из огромных воздушных шаров — белых, красных и зеленых. Шесть ребят занялись ее терраформироцией. Одевшись в спецкостюмы (дождевики, перчатки, маски, очки в форме звезд), они взяли кисти и баночки с акрилом в руки и принялись танцевать вокруг, брызгая на шары-планеты краской. Так дети расцветили эту воздушную галактику, не касаясь ее. Так же писал свои картины Джексон Поллок, знаменитый американский художник-экспрессионист, чьи работы сегодня стоят миллионы и демонстрируются в главных музеях Земли. Сам мастер говорил, что изобретенная им авторская техника разбрызгивания (дриппинг) дает максимум свободы творчества и позволяет «буквально находиться внутри картины». Это как полет в невесомости. 


Невесомым получился и мастер-класс по технологии художника-исследователя, химика и биолога Сергей Катрана, который предложил детям обернуть керамику, созданную студентами Строгановки, в фольгу. И тем самым преобразовать чашки, блюдца и вазочки в инопланетные арт-объекты. Помогла участникам мастер-класса художник и дизайнер Софья Гражевич. Вместе с ней ребята «выращивали» из фольги на керамике серебряные цветы, превращали обычные предметы в необычных существ и просто медитировали (такие игры в обертывание полезны для мелкой моторики и стимулируют
нервные окончания на пальчиках). Результаты мастер-класса украсили песочницу на детской площадке в парке, превратив ее в отдельную инсталляцию. 

Другой межпланетный «перелет» организовала молодая художница Ия Смирнова — выпускница московского художественного училища памяти 1905 года. На белоснежной простыне, растянутой между деревьями, она накидала пейзаж неведомой планеты, над которой кружат спутники и космические аппараты. А затем дети населили этот «Белый космос» инопланетянами из своих фантазий. Увидев результат, главный внештатный кардиолог-аритмолог Минздрава РФ и директор больницы имени Бакулева Елена Голухова сказала, что это произведение должно украсить главный корпус здания медцентра. Вместе с врачами и президентом больницы Лео Бокерией она подивилась космической фантазии ребят. А Лео Антонович сказал: «Другая Атмосфера» всегда немного за гранью моих представлений об искусстве, раз детям нравится, значит, и я «за», по-моему, это здорово». В этом и есть суть этого детского проекта в формате хэппенинга: создавать искусство «здесь и сейчас» наравне с профи, чувствовать космос внутри и снаружи, фантазировать. Искусство и есть лучшее лекарство, которое позволяет расширять границы создания. Улетать далеко за пределы привычного, открывая новые миры.