"Аз Аввакум протопоп тако верую"

 Икона "Христос Вседержитель". Первая треть – середина XVII в. Поволжье. Дерево, темпера. Музей русской иконы.

 

11 марта 2021 года в Музее русской иконы открывается выставка, посвященная протопопу Аввакуму. Ее цель — представить церковный раскол с позиции современного научного знания: через призму произведений иконописи, документов, предметов материальной культуры.


В основу концепции выставки лег конфликт эпохи, на многие годы определивший путь развития отечественной истории. Этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты. 


Чтобы показать эпоху «бунташного» семнадцатого века во всей полноте — как время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой раскрепощенной личности — организаторы выставки собрали более 180 памятников культуры, строго следуя историчности и документальности. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых будут экспонироваться впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга.

Икона "Богоматерь Одигитрия". 1675–1678 гг., Симон Ушаков и ученик (Георгий Зиновьев?). Дерево, темпера. Музей русской иконы

 

«Огнепальный» протопоп Аввакум – ключевая фигура этого времени. Духовный лидер, обладающий непререкаемым авторитетом среди староверов всех конфессий, сейчас на государственном уровне признан общероссийским феноменом, определившим путь развития общества на многие годы. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель – протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России. Его образ, в котором соединялись дерзость и невероятная стойкость, нетерпимость ко злу и милосердие, задал высокую планку моральных качеств русского человека на несколько веков. Прошедший сложный трагический путь, закончившийся сожжением в срубе, он проповедовал, что перед Богом все в нравственном смысле – «от царя до псаря» – равны.

 

Несмотря на всю значимость фигуры протопопа Аввакума, до наших дней фактически не сохранилось подлинных предметов, ему принадлежавших. И это неудивительно, ведь последние 14 лет своей жизни он провел в опале, находясь в заточении в далеком Пустозерске – остроге, расположенном за Полярным кругом. Там он и был сожжен вместе со своими сподвижниками весной 1682 года. Поэтому наследие протопопа Аввакума – это, прежде всего, рукописные тексты, написанные им и его сподвижниками во время пустозерского заточения и объединенные в три рукописные книги, получившие название «Пустозерские сборники».

Складень четырехстворчатый "Двунадесятые праздники и избранные святые в молении образам «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Знамение»". Вторая половина XVIII в. Выг. Старообрядческая мастерская. Медный сплав, литье, эмаль. Музей русской иконы

 

На выставке в Музее русской иконы будут представлены оригиналы двух «Пустозерских сборников»: из собрания Дружинина (Библиотека Российской академии наук) и из собрания Барсова (Российская государственная библиотека). 

 

Кроме них в состав выставки войдут старообрядческие рукописи, более 70 икон XVII – начала XX века, меднолитая пластика, гравюры, а также уникальные географические карты из частного собрания известного коллекционера Андрея Леонидовича Кусакина, к сожалению, покинувшего этот мир в конце 2020 года. Андрей Леонидович активно участвовал в подготовке выставки, поэтому экспозиция в Музее русской иконы станет и данью памяти удивительному человеку и коллекционеру.

 

Среди экспонатов есть и предметы, принадлежавшие главному антагонисту протопопа Аввакума – патриарху Никону: вериги и янтарные четки из музея «Новый Иерусалим». А также портреты патриарха и царя Алексея Михайловича, гравюры с видами городов и монастырей, с которыми была связана жизнь протопопа Аввакума. Все это поможет воссоздать контекст эпохи, в которой велись непримиримые споры, приведшие к церковному расколу.

 

 

Музей русской иконы,

С 12 марта по 15 июня 2021 года