В парке «Зарядье» показывают выставку «Античность. Система координат» – совместный проект с музеем-заповедником «Архангельское».
Текст: Инна Пуликова
«Архангельское», которому 1 мая 2024 года исполняется 105 лет, отмечает круглую дату с размахом – и не только на территории усадьбы. Одним из партнеров музея стал парк «Зарядье», где идет активная выставочная жизнь: в Подземном музее, в Паркинг-галерее, в палатах Старого английского двора. Сейчас в выставочном зале Медиацентра представлена экспозиция, включающая в себя живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков из собрания музея-заповедника «Архангельское». По словам куратора проекта Анны Малик-Короленковой, выставка позволяет рассмотреть феномен античности с точки зрения того, как он пророс на богатой почве русской культуры.
Почему важно не пропустить эту выставку, у входа на которую вас встретят мраморные статуи Дианы Версальской и Аполлона Бельведерского (обе – работы неизвестного скульптора начала XIX века)?
Во-первых, потому, что это замечательная возможность, не выезжая из Москвы познакомиться с произведениями европейских мастеров из собрания одного из самых известных владельцев Архангельского – князя Николая Борисовича Юсупова-старшего. Среди картин – портреты знаменитых женщин из династии Юсуповых: княгини Татьяны Васильевны Юсуповой (Энгельгардт), супруги Николая Борисовича Юсупова-старшего, работы Жана-Лорана Монье и Татьяны Александровны Юсуповой (Рибопьер), жены Николая Борисовича Юсупова-младшего (внука создателя собрания) работы Винченцо Паскуале Петрочелли.
Во-вторых, собрание это формировалось в конце XVIII – начале XIX веков, так что мы видим прочтение античных сюжетов в стиле барокко, классицизма и романтизма. «Венера и Амур», «Похищение сабинянок», «Аполлон, преследующий Дафну», «Венера и Марс», «Амур и Психея», – образы античных богов и героев, сюжеты мифов были исключительно популярны в то время – и как самостоятельный источник вдохновения для художников, и как возможность создания произведений аллегорических, созвучных важным для автора (или заказчика) событиям современности.
В Медиатеку привезли и «Орфея» – единственную работу Луи Гоффье в российских музейных собраниях, произведения Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, Огюстена Бернара, Никола де Куртейля, Анези Алоизуса, мастерской Антониса ван Дейка, а также фрагменты росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези. В экспозиции – артефакты Древнего Рима I века до н.э. – III века, гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези (коллекции гравюр можно подробно изучить на мультимедийных панелях); скульптуры Антонио Кановы и Пьетро Тенерани и скульптурный портрет Гомера работы Луи-Жака Галле.
Очень точным и глубоким дополнением к визуальному ряду экспозиции стали цитаты из литературных произведений, вдохновленных образами античности – среди авторов которых Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Херасков.
Среди исторических экспонатов внезапно обнаруживаются работы современных художников Алексея Морозова, Егора Острова и Антона Чумака, интересные сами по себе, как современное прочтение античной темы, но находящиеся в заведомо проигрышной позиции рядом с подлинными произведениями античности или классицизма, перед авторами которых не стояла задача постмодернистского переосмысления чего бы то ни было.
Наконец, эта выставка говорит о «системе координат», которая была сформирована в Древней Греции и Риме, и стала фундаментом современной цивилизации. Серия эссе, присутствующих на выставке, посвященных этике и эстетике, библиотекам и «красоте в мраморе», мифам и руинам, героям, нравственности и добродетели – всем понятиям, институциям и образам, из которых буквально соткано античное наследие, позволяет в этой системе координат сориентироваться.
Выставка работает до 4 августа.
Фото: пресс-службы и Любови Пуликовой