Новый арт-квартал около Красной площади

«Арт-квартал «Гостиный Двор» спасает закрывшийся Центральный Дом Художника 

Текст Инна Пуликова

 

Роскошный Гостиный Двор, расположенный в одной минуте от Красной площади и по соседству с суперпопулярным парком Зарядье, долгое время жил загадочной жизнью, которая никак не соответствовала ни географическому положению и ни архитектурным достоинствам здания. По периметру Гостиного Двора селились не очень понятные организации, великолепный атриум время от времени использовался для проведения ярмарок, отраслевых мероприятий и корпоративов. Но теперь, судя по всему, для уважаемого памятника архитектуры нашлось оптимальное применение: по решению Мэрии и Департамента культуры Москвы в Гостином дворе решено создать новое культурное пространство – «Арт-квартал «Гостиный двор». Возглавил этот проект (в рамках соглашения о сотрудничестве с МВО «Манеж») Василий Бычков, хорошо известный как руководитель компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты», работавшей ранее в Центральном Доме Художника на Крымском валу.  

Да, все правильно – «Экспо-Парк», организовывавший такие популярнейшие проекты как Антикварные салоны, Арх Москва, Non/Fiction, Неделя дизайна, переехал из Центрального Дома Художника (который поглотила Третьяковская галерея) в Гостиный Двор. Сюда же из ЦДХ переместилась часть галерей антикварных и художественных галерей, в том числе  «Кардашиди-арт», «Арт-Союз», «Авангард 10-30-х годов», «ArmAntik», «Гала», «Три коллекции» и другие. С Пречистенки (видимо, по достоинству оценив высокие потолки и близость Кремля) переехала галерея «Веллум». 

 

Итак, любимый всеми (40 лет работы – это не шутка!) Центральный Дом Художника закрылся, но дело его живет. Что мы имеем на новом месте: свободный вход с улиц во все  художественные галереи; гигантский атриум в котором кроме ежегодных ярмарки Cosmoscow, Венского бала и Московской недели Моды теперь будут проходить привычные выставочные мероприятия «Экспо-Парка»; на очереди – открытие лектория, книжного магазина, лектории, архитектурного и дизайн клуба. Конечно, не хватает привычного киноконцертного зала и большого кафе (если вы знаете московскую культурную жизнь и бывали в ЦДХ, то вы понимаете, что без этого нельзя).  

Транспортная доступность? С этим в последние годы было непросто и в ЦДХ. Гостиный двор окружают четыре станции метро, а что касается парковки, то она есть около ГУМа, хотя и недешевая.  

Сейчас в Гостином Дворе (до 11 августа; вход свободный) проходит Московская художественная ярмарка – это первое мероприятие в рамках «Программы ЦДХ в Гостином дворе» и своеобразный дайджест проектов, проходивших на площадке ЦДХ за многие годы. Участники – от антикваров, до галерей contemporary art.  

Новоселам можно пожелать как можно скорее обжиться на новом месте, ну и, конечно, скорейшего завершения реконструкции соседнего здания Средних торговых рядов, которые поступили в распоряжение музеев Московского Кремля – судя по всему арт-квартал получается хороший.  

Гостиный двор. Историческая справка 

 

Сегодня величественные постройки комплекса «Гостиный двор» – это сочетание не только современного центра бизнеса и торговли, но и архитектурная ценность с глубокими корнями. Растянувшись почти на квартал, памятник по праву соседствует с древними улицами Варваркой и Ильинкой, на «глазах» которых вершилось становление одной из главных достопримечательностей Москвы. 

 

Первое упоминание о Гостином дворе датируется началом XVI века и принадлежит оно австрийскому посланнику барону Сигизмунду фон Гербенштейну, который в  своих «Записках о Московии» упоминает деревянное строение на Ильинском крестце: «большой, обнесенный стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».  Ради сохранения прибыльного для казны двора при Иване Грозном деревянное сооружение заменили каменным. В 1640-е при Алексее Михайловиче Романове двор расширили в сторону Варварки, построив новое здание на месте старых лавок.  Но первая капитальная реконструкция торгового комплекса произошла по приказу Екатерины Великой. Специально приглашенный итальянский архитектор Джакомо Кваренги декорировал здание по периметру арками и коринфскими  полуколоннами, скруглил углы, украсил тосканским орнаментом. Строительство комплекса окончательно было завершено лишь в 1830 году Осипом Бове. Пережив многократные перестройки и пожар 1812 года, Гостиный двор стал образцом красоты и изящества. 

 

Простояв несколько сотен лет, в советские годы торговые ряды сначала служили конторами для большевиков, а в период Великой Отечественной войны – спасительными стенами при авиабомбовых ударах. Конец XX столетия стал для Гостиного двора периодом восстановления.  Лучшие реставраторы, археологи, строители воссоздали памятник архитектуры по старинным фотографиям и чертежам. В результате реконструкции Гостиный двор превратился в современное здание, которое оборудовано по всем мировым стандартам с самым большим не только в России, но и в Европе стеклянным куполом, который накрывает внутренний двор и позволяет поддерживать особый климат в здании. 

 

Гостиный двор в Москве – это архитектурный памятник, в котором история и современность сосуществуют вместе, который по праву считается культурным и деловым центром столицы. В 2014 году большая часть комплекса «Гостиный двор» передана в оперативное управление ГБУК г. Москвы «МВО «Манеж», здесь проходят выставки, концерты, лекции, дискуссии, форумы. 

 

Фото: Инна Пуликова, moscowmanege.ru